Кризисы в развитии предприятия

Одной из основных характеристик современной мировой экономики, как и жизни вообще, является ускорение хода событий и рост неопределенности. Усиливается конкуренция на рынках, сокращается длительность жизненного цикла продукции, новые технологии полностью меняют принципы ведения бизнеса. С одной стороны, эти тенденции приносят положительный результат в форме роста производительности общественного труда, появления новых возможностей для людей, а с другой - ведут к росту риска ведения бизнеса и экономическим кризисам. В последнее время кризисы происходят как на уровне национальных экономических систем, так и на уровне отдельных предприятий, что находит отражение в росте числа банкротств.

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. В его обязанности входит мониторинг состояния предприятия и его окружения, распознавание надвигающегося кризиса, выяснение его причин, а также разработка мероприятий по преодолению или предотвращению кризиса.

Экономические кризисы - сложное явление, имеющее собственные законы развития. На всем протяжении развития общественного производства человечество сталкивалось с кризисами, имеющими в разных странах и в разное время различную природу. На рубеже XIX-XX вв. были предприняты первые попытки исследования природы кризисов для разработки мер противодействия им.

Предмет исследования - кризисы в развитии предприятия.

Объект курсовой работы - ЧУП «Светоприбор»

ОО «БелТИЗ».

Цель курсовой работы - рассмотреть природу экономического кризиса на уровнях макро- и микроэкономики.

В связи с поставленной целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

) рассмотреть, чем могут быть вызваны и как протекают кризисы на уровне макроэкономики, как они влияют на деятельность отдельных предприятий;

) охарактеризовать, какие признаки характеризуют кризисы на предприятии, чем эти кризисы могут быть вызваны;

) исследовать стадии в развитии кризисного процесса на предприятии по совокупности внешних признаков;

) изучить особенности развития белорусской экономики и понимать важнейшие проблемы белорусских предприятий.

Концепция жизненного цикла предприятия

Кризисы как закономерность развития предприятий

Понятие «кризис» имеет много уровней и трактовок. Это слово происходит от греческого слова «krisis», которое означает «приговор, решение по какому-либо вопросу или в сомнительной ситуации» либо «выход, решение конфликта» (например, военного). Современное значение слова наиболее частое применение находит в медицине, где «кризис» означает решающую фазу развития болезни. В этом смысле речь заходит о кризисе тогда, когда болезнь усиливает интенсивность, или переходит в другую болезнь, или вообще заканчивается смертью. К примеру, кризис определяется как «едва измеримый переломный пункт, при котором решением является либо смерть, либо жизнь».

В XVII-XVIII вв. понятие «кризис» стало применяться и в отношении процессов, происходящих в обществе (например, военные, политические кризисы), при этом использовалось почти неизмененное значение кризиса, взятое из медицины.

И наконец, в ХГХ в. слово «кризис» перешло в экономику. «Классическое» экономическое понятие кризиса, сформировавшееся в то время, означает нежелаемую и драматическую фазу в развитии капиталистической экономической системы, характеризующейся колебаниями и негативными явлениями, помехами. В этом смысле понятие «кризис» долгое время занимало прочное место в теориях циклических колебаний экономики и означало одну из стадий конъюнктурного цикла. В дальнейшем «классическое» определение кризиса в макроэкономике было заменено более многозначным понятием «экономический кризис». Об экономическом кризисе речь идет в том случае, если «возникает нежелаемое состояние экономических отношений, непереносимо критическое положение больших слоев населения и производящих отраслей экономики». Другие исследователи определяют экономический кризис как «экономическое негативное явление, при котором массово возникает опасность для экономической жизни, действительности».

В микроэкономике используется понятие «кризис предприятия», под которым понимается «незапланированное и нежелаемое состояние, которое может существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия».

Согласно А.А. Волкову, современная интерпретация понятия «кризис» включает в себя следующие определения:

- экстремальное состояние, из которого есть только два выхода: либо переход на новый, более совершенный уровень, либо прекращение существования в данном качестве;

- резкий, крутой перелом; тяжелое переломное состояние какого-либо процесса, социального института, сферы общества или общества в целом;

- острый недостаток, нехватка чего-либо.

Кризисы, происходящие на макро- и микроуровне экономики, взаимосвязаны, поэтому основные проблемы и угрозы, возникающие на уровне национальной (или мировой) экономики, в значительной степени определяют причины и протекание кризисов, происходящих на уровне предприятия. Следовательно, рассмотрим вначале природу и закономерности протекания кризисов на макроуровне.

В общем виде все макрокризисы бывают регулярными (циклическими), которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярными. Первые дают начало новому циклу. Они отличаются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. Нерегулярные кризисы обычно бывают изначально вызваны неэкономическими причинами, например войнами и другими социальными и природными катаклизмами, и часто охватывают только некоторые отрасли или регионы.

Остановимся подробнее на циклических кризисах. Их общим признаком является однотипность траектории - циклическое спиралевидное развитие. В результате разрушительная фаза развития экономики - кризис - признается не столько как общественное зло, сколько как условие, обеспечивающее поступательное развитие экономики. Выделяют несколько разновидностей экономических циклов в развитии экономики в зависимости от внутреннего механизма циклических колебаний:

- циклы Кондратьева продолжительностью 40-60 лет, импульсом которых являются радикальные изменения в технологической базе общественного производства, его структурная перестройка;

- циклы Кузнеца продолжительностью 20 лет, движущей силой которых выступают сдвиги в воспроизводственной структуре производства;

- циклы Джаглера периодичностью 7 - 11 лет, являющиеся результатом взаимодействия многочисленных денежно-кредитных факторов;

- циклы Китчина, продолжающиеся 3 - 5 лет, порожденные динамикой относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях.

В настоящее время разработаны различные теории, объясняющие причины цикличности в экономике. Известный экономист П. Саму-эльсон в своей книге «Экономика» в качестве наиболее популярных из них выделяет следующие:

- денежную теорию Хоутри, в которой причина цикличности объясняется сжатием банковского кредита;

- теорию нововведений Шумпетера и Хансена, связывающую зарождение цикла с использованием нововведений в производстве;

- психологическую теорию Пигера, Бэджгота и др., рассматривающую цикл как следствие пессимистических или оптимистических настроений, охватывающих значительную часть населения;

- теорию недопотребления Гобсона, Фостера, Кэтчингса и др., усматривающую причину цикличности в том, что значительная часть дохода распределяется богатым и бережливым людям, не рискующим инвестировать свой капитал;

- теорию чрезмерного инвестирования Хайтека, Мизера и др., полагающую причиной цикличности неадекватное инвестирование деятельности предприятий;

- теорию солнечных пятен Джевонса, Мура и др., которые уверены в том, что волнами в экономике управляют погода и урожай.

Любая из теорий основывается на том, что деятельность предприятия подвержена одновременному влиянию многочисленных факторов. Важно знать, какие из них доминируют в конкретный момент времени и каков характер их влияния.

В современной экономической литературе понятие «кризис на предприятии» используется для обозначения различных феноменов в жизни предприятия: от просто помех в его функционировании вплоть до уничтожения предприятия.

С точки зрения А.А. Волкова, кризис на предприятии можно понимать как незапланированный и нежелаемый, ограниченный по времени процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия. Вид находящихся под угрозой основополагающих целей предприятия и размер этой угрозы определяют силу кризиса.

Кризис на предприятии представляет собой переломный момент в последовательности процессов, событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее: либо это ликвидация предприятия как экстремальная форма, либо сохранение предприятия после успешного преодоления кризиса (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Формы преодоления кризиса на предприятии

Промежутки между началом и завершением кризиса бывают разной длительности. С одной стороны, есть продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой стороны, существуют неожиданно возникающие кризисные процессы высокой интенсивности и с коротким сроком развития. Кризис может абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития предприятия и носить характер непреодолимой катастрофы или возникнуть в соответствии с предположениями и расчетами. Но в редких случаях кризис появляется неожиданно, т.е. без какого-либо предупреждения для специалистов предприятия.

При кризисе господствует нехватка времени для принятия решений. Оценка ограниченного времени для принятия решений зависит от состояния кризиса и определяет степень срочности решения проблемы.

Американский Институт кризис-менеджмента определяет кризис как «значительный деловой сбой, который находит отражение в средствах массовой информации. Последующая внимательная оценка ситуации со стороны общественности может негативно сказаться на нормальном функционировании организации. Более того, это может вызвать негативное воздействие на бизнес со стороны политического, правового и финансового окружения».

Немецкие исследователи Винер и Каан приводят следующие признаки, характеризующие кризис на предприятии:

- кризис - это переломный пункт в развивающейся смене событий и действий;

- кризисы часто образуют ситуацию, при которой огромное значение играет неотложность действий;

- они угрожают целям и ценностям предприятия;

- их последствия носят тяжелый характер для будущего задействованных в нем участников;

- они состоят из событий, которые создают новые условия для достижение успеха;

- они привносят неопределенность в оценку ситуации и разработку необходимых альтернатив для преодоления кризиса;

- они снижают контроль над событиями;

- они снижают время на реакцию до минимума, вызывают стресс и страх у участников;

- имеющаяся в распоряжении у участников информация, как правило, недостаточна для обоснованного принятия решений.

Несмотря на большое количество общих признаков, кризисы на каждом предприятии уникальны. Само определение кризиса подразумевает внезапное возникновение новой проблемы, которую нелегко предсказать и устранить, поэтому имеет смысл классифицировать кризисы, что в дальнейшем поможет быстрее находить пути их разрешения. Существуют различные теории классификации кризисов на предприятии. Наиболее широкую, на наш взгляд, классификацию приводит упомянутый выше Институт кризис-менеджмента, выделяя два признака классификации кризисов: причину их возникновения, а также скорость их распространения. Особенность этой классификации состоит в том, что равнозначно трактуются кризисные ситуации на предприятии, имеющие как экономическую, так и неэкономическую природу.

Типы кризисов в соответствии с причинами их возникновения.

Кризисы делят на девять категорий в соответствии с их причинами: стихийное бедствие; авария на производстве; провал нового продукта; кризис, вызванный восприятием кризисной ситуации в обществе; взаимоотношения между работниками и администрацией; ошибки в управлении; изменения в руководящем составе компании; враждебные слияния; криминальные события.

Рассмотрим более подробно обозначенные виды кризисов.

. Стихийное бедствие. Это кризисы, которые объективно происходят в природе и не зависят от влияния человека. Например, землетрясения, вулканы, наводнения и пожары.

. Авария на производстве. Примерами такого кризиса являются пожары, поломки оборудования, замыкания в электросети. Последствия аварий могут быть разными - от кратковременной задержки операций до критической ситуации на предприятии. Аварии являются своего рода «магнитом для СМИ», поскольку могут вызвать серьезные последствия.

. Провал нового продукта. Этот кризис потенциально опасен для компании, поскольку новый продукт может быть не востребованным рынком, даже если был разработан и выведен на рынок в соответствии с современными методиками. Размах такого кризиса зависит от скорости принятия решений в компании и от сопротивления менеджеров любому усугублению ситуации.

. Кризис, вызванный восприятием кризисной ситуации в обществе. Во время кризиса компания может оказаться в состоянии другого кризиса из-за ошибок при ведении работы с общественностью. Это приводит к финансовым потерям, потере ключевых сотрудников и нарушению порядка в организации из-за негативного имиджа компании. Этот тип кризиса является своего рода следствием или спутником для кризисов, вызванных аварией.

. Взаимоотношения между работниками и администрацией. Такой кризис, вызванный конфликтом между работниками и администрацией, может привести к серьезным беспорядкам в компании. Иногда руководство реагирует агрессивно, иногда работники устраивают забастовки, что приводит к остановке предприятия. Следовательно, взаимоотношения между рабочими и руководством никогда не должны доходить до враждебности, и в этом состоит задача кризис-менеджмента.

. Ошибки в управлении. Реальная опасность такого кризиса состоит в том, что он непредсказуем. Причина кризиса скрыта в плане, которому следует организация и который оказывается неверным уже после наступления кризиса. Например, нельзя запланировать внезапное изменение рыночной конъюнктуры, хотя менеджмент отвечает за подобный кризис, потому что не смог предвидеть потенциальную угрозу. Этот кризис могут вызвать и другие причины, например: последствия другого кризиса; ошибки в регулировании рыночного спроса; макроэкономические и политические события, оказывающие косвенное влияние на бизнес.

. Криминальные события. В настоящее время эти кризисы становятся все более распространенными. Они представляют главную угрозу для таких отраслей, как туризм, банковское дело, авиаперевозки. Примеры криминальных событий: взятие заложника, терроризм, ограбление, воровство.

. Изменения в руководящем составе компании. Руководители некоторых компаний столь значимы и незаменимы, что после их ухода или отставки наступает кризис. Чтобы избежать этого, компания всегда должна формировать резерв высшего руководящего звена.

. Враждебные слияния. В последнее время этот тип кризиса случается все чаще из-за острой конкуренции между компаниями. Как правило, компании-монополисты поглощают более мелкие фирмы, заставляя их терпеть убытки. Это стоит менеджерам фирм их имени и репутации.

    Кризисы в развитии предприятия

    В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

    Контакты

    Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

    Тел.: +40577478073
    E-mail: managemasters@gmail.com