Отраслевой анализ (по модели М.Портера)
Чтобы выбрать желаемую конкурентную позицию в бизнесе, прежде всего, нужно начать с оценки отрасли, к которой он принадлежит. Для выполнения этой задачи, мы должны понять фундаментальные факторы, определяющие прибыльность отрасли в долгосрочной перспективе, потому что именно прибыльность является наиболее важным показателям привлекательности отрасли.
Наиболее известной и широко используемой моделью оценки привлекательности отрасли является модель пяти сил конкуренции Портера. В модели Портера предполагается, что существует пять основных сил, которые формируют структуру отрасли: интенсивность соперничества среди конкурентов, находящихся внутри отрасли, угроза со стороны потенциально-возможных конкурентов, которые находятся вне отрасли, но собираются туда войти, угроза со стороны товаров заменителей, переговорная сила покупателей и переговорная сила поставщиков. Эти пять сил определяют границы цен, издержек, инвестиционных требований, которые являются основными факторами для определения прибыльности отрасли в долгосрочном периоде, и, следовательно, для привлекательности отрасли. Портер аргументировал эту модель тем, что чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличивать цены и прибыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для компании [14, с.49]. Компания, изменив свою стратегию, может воздействовать на эти силы в свою пользу, стратегия исследованной организации представлена в виде схемы (приложение Б).
Риск входа потенциальных конкурентов (ЧОПов) создает опасность прибыльности Управлению вневедомственной охраны. В нашем случае, этот риск мал, так как охрана государственных структур (административных зданий Правительства области, Прокуратуры и т.д.) направление сугубо милицейской охраны, УВО не может повышать цену и увеличивать доходы, в связи с политикой диктуемой департаментом охраны свыше.
Второй конкурентной силой при отраслевом анализе по Портеру является соперничество существующих в отрасли охранных услуг организаций. Здесь оказывают влияние три фактора:
1) структура отраслевой конкуренции; - в структуре охраны госучреждений для милицейской охраны конкурентов нет.
2) условия спроса; - в рассматриваемом случае спрос на охрану сотрудниками милиции у предпринимателей есть, но повторимся, что политика государства такова, что милиция/полиция должна охранять только государственные структуры и учреждения.
) высоту барьеров в отрасли.
Третьей силой по Портеру, учитываемой при отраслевом анализе является возможность покупателей "торговаться". В нашем случае, опять-таки данный фактор не представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучших качестве или сервисе. Слабые покупатели, представлены гражданами пользующими услугами охраны путем подключения к ПЦО, а сильные это государство, в лице хозорганов уполномоченных заключать договора с УВО.
Четвертой конкурентной силой, оказывающей влияние при отраслевом анализе, выступает давление со стороны поставщиков, которыми в нашем случае являются фирмы по изготовлению охранно-пожарной сигнализации (например: "Аргус-СПЕКТР г.С.-Петербург). Давление может заключаться в их угрозе поднять цены, вынуждая УВО снизить количество поставляемой продукции (датчиков, оповещателей, тревожных кнопок и т.д.), а, следовательно, и прибыль. Рассмотрим данную позицию как возможную угрозу.
Последней, пятой силой, учитываемой при отраслевом анализе, является угроза появления заменяющих продуктов, что в нашем случае будет выглядеть как введение в штат госорганами власти штатных единиц охранного персонала. Данную угроза рассматривается, по крайней мере, в настоящее время как "блеф". Так что услуги милицейской охраны не имеют полных заменителей, но организация так же не имеет возможность повышать цены и получить дополнительную прибыль, так как, повторимся, что вся ценовая политика охранных услуг УВО зависит от политики государства и "спускаемых" свыше расценок.