Описание методик
Полуструктурированное интервью.
Участникам исследования предлагалось ответить на 6 открытых вопросов по поводу их возраста, общего стажа работы и стажа работы риэлтором/юристом. Остальные вопросы несут информацию по поводу того какие цели преследует человек, какие задачи ставит перед собой для осуществления этих целей, и какие функции он непосредственно выполняет. Пример методики указан в приложении 1.
Метод репертуарных решёток Келли
Метод репертуарных решёток используется для выявления личностных конструктов, присущих определённому кругу людей. Мы выявляли личностные конструкты риелторов. Каждый человек смотрит на мир с помощью своих индивидуальных установок, понятий и опыта.
Каждому специалисту предлагалось сравнить трёх человек - риелторов и юристов, и определить чем двое из них похожи и одновременно отличаются от третьего. Сходство и различие образуют 2 полюса конструкта. Всего предлагалось сравнить в тройках 6 человек таким образом, чтобы каждый встретился с каждым. У каждого испытуемого получилось по 14 конструктов. Два полюса каждого конструкта образуют шкалу. Все конструкты фиксировались в бланк и затем специалисту предлагалось оценить каждый элемент по 5-бальной шкале по каждому конструкту. Бланк можно посмотреть в приложении 2.
Социометрическая задачная анкета
Социометрическая задачная анкета использовалась для определения показателей включенности участников группы в поведение разделения знаний и оценки осведомленности участников группы о том, какими знаниями владеют члены команды для выполнения рабочих задач. Анкета состоит из 7 вопросов и 10 задач.
Она была составлена с использованием сформулированных в ходе полуструктурированного интервью со специалистами рабочих задач. На 7 вопросов надо ответить по каждой из 10 задач, вписав в пустую клетку фамилию сотрудника.
Для диагностики включенности участников в разделение знаний использовалось 4 показателя - общая включенность в разделение знаний, индекс входящих обращений, индекс исходящих обращений, соотношение входящих и исходящих сообщений. Анкету можно посмотреть в Приложении 3.
Метод прямых атрибуций
Список компетенций, полученный в результате сопоставления рабочих задач и полюсов конструктов опытных специалистов, предъявлен экспертам, и им предлагается оценить по 3-бальной шкале их важность, где
- «крайне важно», 2 - «довольно важно» и 1 - «не очень существенно». Одна строчка остаётся пустая, для того, чтобы они могли вписать ещё какую-либо компетенцию, если посчитают нужным. После этого подсчитывается частота встречаемости оценки 3, и выделяются ключевые компетенции. См. Приложение 4.