Основы оценочной работы персонала
Исследование проблем подготовки кадров для системы государственного и муниципального управления является одной из приоритетных тем политической науки. В большинстве индустриально развитых стран немалое значение придается профессиональной подготовке и переподготовке государственных и муниципальных служащих. Эта проблема составляет важнейшую часть государственной политики. Еще во второй половине XIX в. в Англии, Франции и Пруссии был осуществлен комплекс административных реформ, направленных на профессионализацию государственных служащих, ослабление непосредственного влияния на них сугубо политических, идеологических и иных факторов, не имеющих прямого отношения к профессиональному уровню работников. Государственные служащие выделились в относительно самостоятельный общественный слой.
Среди государственных и политических кругов, а также представителей научных кругов большинства стран уже в XIX в. зрело осознание необходимости осуществлять подготовку кадров профессиональных государственных служащих, в задачу которых должно входить управление экономическими, социальными, культурными, политическими и иными проблемами в обществе.
В первые десятилетия XX в. в США была создана целая сеть частных учреждений, главная задача которых состояла в исследовании и усовершенствовании организации и функционирования муниципальных органов власти, используя последние достижения социальных наук. Такие же усилия предпринимались в IV-й Республике во Франции, где установилась система найма служащих госаппарата. Каждое министерство и административное учреждение проводили самостоятельно отбор среди желающих поступить на службу.
Сегодня становится совершенно очевидно, что никакие реформы, жесткие указы, распоряжения, концепции и долгосрочные проекты не будут претворены в жизнь, если радикально не изменится отношение к извечной проблеме «человеческого фактора» или управленческим кадрам.
Стимулирование работника к достижению высоких рабочих результатов и к проявлению требуемых образцов рабочего поведения возможно лишь в том случае, если система оценки способна выявить те различия в рабочих результатах и трудовом поведении работников, которые определяют уровень их профессиональной успешности.
Оценка работы персонала призвана дать ответ на ключевой вопрос: насколько эффективным является труд работников организации. При этом эффективность часто путают с объемом выполненной работы или производительностью труда. Это распространенное заблуждение, которое ограничивает возможности менеджмента получить высокую отдачу от работников.
Аттестация базируется на комплексной оценке персонала, определяемой по результатам его деятельности и соответствия деловых и личностных качеств требованиям рабочего места.
Содержание и сущность аттестационной деятельности раскрываются в принципах аттестации. Они вырабатываются аттестационной практикой муниципальных органов. Аттестация муниципальных служащих строится на следующих основных принципах: внепартийность; всеобщность, гласность, периодичность (систематичность) аттестации; объективность и комплексность оценки; коллективность и обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии; обязательность принятия по результатам аттестации организационно-правовых мер ответственности и стимулирования (действенность аттестации).
Внепартийность аттестации означает отсутствие одностороннего политического подхода к оценке исполнения должностных обязанностей муниципального служащего, так как в соответствии с принципом политического нейтралитета во время исполнения служебных функций он обязан руководствоваться не собственными политическими интересами и пристрастиями, а выработанной единой государственной политикой в конкретном вопросе в целях удовлетворения публичного интереса.
Принцип всеобщности аттестации означает, что она проводится во всех муниципальных органах. Аттестации подлежат все лица, занимающие муниципальные должности муниципальной службы.
Принцип гласности заключается в том, что аттестационная процедура осуществляется открыто. Этот принцип характеризуется доступностью всех аттестационных материалов, демократизмом проведения оценки, открытостью обсуждения профессиональных, личных и нравственных качеств аттестуемого, всех сторон его служебной деятельности. Гласность выражается и в том, что подлежащему аттестации служащему предоставляется право ознакомления с подготовленной на него характеристикой. Он имеет возможность выдвигать свои возражения по существу характеристики и вносить предложения и замечания по улучшению работы конкретного органа местного самоуправления или его подразделения. Результаты аттестации сообщаются открыто сразу же после голосования.