Организационная культура, ее составляющие
Современный уровень менеджмента (80-90-х годов) предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т.п.
Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей в многофункциональных, динамически изменяющихся контекстах.
Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Люди создают ее как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением из заимствованного социального опыта.
Организационная культура - «система представлений о целях бизнеса и правилах рационального ведения экономической деятельности; включает практический опыт организации, технологии, управления, а также знания об окружающей среде и нормы поведения в ней» [1, с. 89].
Феномен культуры может оказывать самое непосредственное, часто самое непредсказуемое влияние на результат бизнеса, достижение его промежуточных и конечных целей. Особенно сильно это проявляется в процессе общения деловых партнеров, который составляет важный и обязательный компонент бизнеса.
Это обусловлено следующими обстоятельствами [2]:
изучение бизнеса подразумевает значение эффективного общения;
исследования рынка позволяют связать желание и потребности бизнесмена;
реклама - один из способов, с помощью которого сообщения по продвижению товаров доводятся до потребителей;
проведение переговоров продавцом обычно осуществляется по-| средством двустороннего общения;
менеджеры доводят инструкции до подчиненных;
подчиненные своим поведением выражают отношение к руководству;
общение может быть официальным, т.е. официально касающимся вопросов бизнеса, или неофициальным, т.е не связанным с вопросами бизнеса;
общение может принимать множество форм: устных, письменных I или непротокольных;
общение может быть неэффективным или эффективным;
общение эффективно, если достигнуты цели сторон.