Стиль руководства и эффективность управления
Эффективность работы коллектива зависит от профессионально-личностных качеств руководителя, т. е. от стиля и методов его работы. Стили принятия решений могут носить следующий характер:
1.Указующий, или директивный. Руководитель:
· единолично определяет содержание проблемы;
· рассматривает возможные решения;
· дает указания по его реализации.
2.Убеждающий. Руководитель:
· принимает решение единолично;
· разъясняет подчиненным его назначение;
3.Консультативный. Руководитель:
· рассматривает членов коллектива как консультантов;
· привлекает их к выработке решения;
· предоставляет всю информацию по проблеме;
· рассматривает предложенные варианты решения;
Так как распорядительные акты предусматривают обязательность выполнения, необходимо, чтобы они соответствовали законам и нормам административного права и функциям соответствующих подразделений и исполнителей.
1.Десять заповедей для издания приказов и инструкций Знай, что ты должен делать сам, прежде чем отдавать приказы другим.
2.Обдумав и выбрав метод, сообщи об этом подчиненному.
3.Учитывай знания, способности и опыт подчиненных.
4.Приказ должен быть точным и кратким, не перегруженным деталями.
5.Убедись, что подчиненный понял приказ, повторяя и объясняя, сколько потребуется.
6.Представляй сложные инструкции в письменном виде.
7.Не отдавай одновременно слишком много приказаний.
8.Отдавая приказы, забудь о нетерпении, гневе, сар-азме.
9.Убедись, что последний приказ не противоречит предыдущему, и все они отвечают общей стратегии.
10. Ясно дай понять, что не будешь вмешиваться, но станови контроль.
После издания распорядительного документа необходимо провести разъяснительную работу с учетом деловых, профессиональных и психологических особенностей исполнителя.
Существуют следующие типы исполнителей:
1."Инженеры поневоле" - ни к творчеству, ни к ответственности, ни к исполнительности не склонны.
2."Ответственные" - ответственны, исполнительны, но творчество и самостоятельность не ценят и не стремятся к ним.
3."Самостоятельные", или "самопрограммируемые", - ориентированы на творчество и самостоятельность меньше, а ответственность - довольно сильно, на исполнитель-ость - средне. Неприязненно относятся к управлению со стороны.
4. "Непритязательные" - высоко ценят творчество, отетственность, исполнительность, но не реализуют их в работе.
5. "Исполнительные" - высоко ценят исполнительность, низко - самостоятельность и творчество. Справляются с любым поручением, хотя избегают самостоятельности и ответственности.
6. "Самоуверенные" - высоко ценят деловые качества, творчество и ответственность. В реальных же условиях проявляют свои деловые качества умеренно, самооценка резко завышена.
Организация исполнения включает две стадии:
· подготовку действий исполнителей;
· содействие их действиям.
Контроль позволяет получать информацию о состоянии дел и предупредить неблагоприятную ситуацию.
Принципы рациональной организации контроля за исполнением:
· комплексность - охват всех сторон работы и всех подразделений;
· предупреждение, посредством контроля, возможных отклонений от исполнения заданий;
· тщательное, глубокое и всестороннее изучение существа проверяемого процесса;