Организация труда руководителя
Труд руководителя связан с разработкой и передачей информации. Этот процесс может быть устным, письменным и протокольным. Устный процесс включает проведение совещаний, деловых бесед, инструктаж сотрудников, телефонные переговоры. Письменный процесс предполагает ведение деловой переписки. Протокольный процесс связан с составлением приказов, распоряжений, инструкций.[5, c. 69]
Проведение совещаний
Цель проведения совещания - принятие коллективного решения. Совещание включает три этапа: подготовку к проведению, проведение совещания и контроль за выполнением решений по результатам совещания.
Основные рекомендации по подготовке совещания
1. Выносить на обсуждение только те вопросы, которые нельзя решить оперативно, в рабочем порядке.
2) Точно и подробно формулировать повестку дня.
3) Повестку дня и суть вопроса довести до участников совещания заранее.
4) В сообщении о проведении совещания указывать время начала и окончания.
Эффективность совещания зависит от умения и желания участников совещания активно воспринимать информацию. Необходимо настроить себя на эффективное слушание.
Приемы эффективного слушания:
а) активная поза слушателя;
б) устойчивая сосредоточенность, в том числе взгляда;
в) умение анализировать тезисы собеседника;
г) постоянная готовность слушателя к восприятию.
Принципы рационализации труда руководителя:
1) В начале работы установите точный график дня и приоритетные вопросы.
2) Малозначительные вопросы накапливайте и посвящайте им 3~4 часа в месяц.
3) Раз в месяц проверяйте степень исполнительности и ответственности ваших подчиненных путем ревизии.
4) Любая проверка должна заканчиваться выводами.
5) Избавляйтесь от ненужной информации.
6) Не распыляйтесь, концентрируйте внимание на сложном вопросе.
Правила телефонных разговоров:
Структура телефонной беседы:
· взаимное представление - 20±5 с.
· введение собеседника в курс дела - 40±5 с.
· обсуждение ситуации - 20±5 с.
· заключительное слово - 20±5 с.
В связи с этим можно выделить следующие типы руководителей:
1. "Активист" - инициативен, самостоятелен, в меру честолюбив. Гордится коллективом, уверен в его поддержке. Опирается на социально-психологические методы воздействия.
2. "Хозяин" - считает работу главным в своей жизни, отдает ей все силы и время. Самым важным считает дисциплину, построенную на административных методах, инструкциях и правилах. Недооценивает подчиненных, не доверяет им, болезненно воспринимает критику, бывает груб.
3. "Диагностик" - наделен аналитическим мышлением, умеет обнаруживать недостатки и находить способы их устранения. Склонен преувеличивать значение экономико-математических методов в ущерб социально-психологическим.
4. "Рационализатор" - склонен к совершенствованию организации, структуры управления, к составлению схем, графиков. Выдвигает множество оригинальных, но неглубоких идей по совершенствованию управления, носящих характерные черты инженерного управления. Иногда рационализация и перестройка заменяют основную работу.
5."Начальник" - считает, что создан для руководства, любит заседать, представительствовать. Легко контактирует с высшим начальством и членами коллектива, но болезненно воспринимает успех, полученный без его участия.
6."Исполнитель" - действует точно в рамках указаний. Доволен подчиненными, начальством и самим собой. Обладает большими теоретическими знаниями, жизненным опытом, предпочитает менее эффективные, но проверенные решения.