Логистический подход к организации перевозочного процесса
Процесс перевозки - совокупность операций от подготовки груза к отправлению до его получения, связанных с перемещением груза в пространстве без изменения его геометрических форм, размеров и физико-химических свойств (этапы 1 - 2 - 3 - 4 - 5 на рисунке 1.6 или этапы 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 на рисунке 1.7).
Процесс перемещения - совокупность погрузочных операций в пункте погрузки, перегрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой, промежуточного его хранения, транспортирования и разгрузочных операций в пункте разгрузки (этапы 2 - 3 - 4 на рисунке 1.6 или этапы 2 - 3 - 4 - 5 - 6 на рисунке 1.7) [7].
Транспортный процесс - это совокупность операций погрузки в погрузочном и перегрузочном пунктах, транспортирования, разгрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой и пункте разгрузки и подачи подвижного состава под погрузку (этапы 2 - 3 - 4 -6 на рисунке 1.6; этапы 2 - 3 - 4 - 8 и 4 - 5 - 6 -9 на рисунке 1.7).
Цикл транспортного процесса - производственный процесс по перевозке груза, который охватывает этапы подачи подвижного состава под погрузку, транспортирование и разгрузку. Законченный цикл транспортного процесса называется также ездкой (этапы 2 - 3 - 4 - 6 на рисунке 1.6; этапы 2 - 3 - 4 - 8 или 4 - 5 - 6 - 9 на рисунке 1.7).
Операция перемещения - часть процесса перемещения грузов, выполняемая с помощью одного механизма или системы совместно действующих механизмов или вручную.
Транспортирование - операция перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегрузки (этап 3 на рисунке 1.6 или этапы 3 и 5 на рисунке 1.7).
Транспортная продукция - масса груза в натуральном выражении, доставленная от места производства до места потребления. Опыт по организации перевозок показывает, что не весь груз, погруженный в пункте производства на подвижной состав, доставляется до места его потребления. Причина тому - потери груза, порча, естественная убыль и пр.
Логистический подход к организации автомобильных перевозок включает новое методологическое содержание, заключающееся в том, что основной составляющей частью перевозок должно стать проектирование оптимального (рационального) перевозочного процесса. Под этим понимается поиск наилучших организационных и технически возможных решений, обеспечивающих максимальную эффективность перевозки грузов от места их производства до места потребления. Следует отметить, что понятие «проектирование», означающее выбор задуманного предначертания, представляется правомерным относить к процессу создания не только технических средств, но и транспортной продукции [31].
На рисунке 1.8 показана принципиальная схема организации перевозки груза [34].
Рисунок 1.8 - Схема организации перевозки груза
На рисунке 1.8 приняты следующие обозначения:- грузообразующий пункт;- грузопоглощающий пункт;- перевозочный комплекс;(t) - грузопоток перевозочного комплекса;q - транспортная продукция;r - потребности грузополучателя;- плановая провозная возможность перевозочного комплекса;k - фактическая провозная возможность перевозочного комплекса;