Применение мультиагентного подхода в бизнесе
Сложные системы на базе агентов уже нашли широкое применение в промышленности. Так, например, IBM использует агентов для производства полупроводниковых микросхем, датская судостроительная компания - для заварки отверстий в кораблях, а в Японии система на базе агентов выполняет функции интерфейса оператора сверхскоростного поезда. MAS могут применяться как для конструирования и моделирования гибких производственных систем, так и для управления реальными системами производства (логистика), продажи продукции различного назначения (е-коммерции), интеграции и управления знаниями и научной работы. Большое значение в мультиагентном подходе имеет социальный аспект решения современных задач как его концептуальная основа. Такие системы должны постоянно «жить» на сервере предприятия и непрерывно участвовать в решении задач, а не быть запускаемыми от случая к случаю, а для этого - обеспечивать пользователю возможность введения новых данных и компонентов. Наконец, такие системы должны накапливать информацию, извлекать из нее новые знания и в зависимости от этого изменять свое поведение с течением времени.
На основе изучения публикаций по применению МАS, можно сделать вывод, что в настоящее время сферами применения агентов являются следующие области:
· управление распределенными или сетевыми предприятиями;
· сложная и многофункциональная логистика;
· виртуальные организации и Интернет-порталы по продаже продуктов и услуг;
· управление учебным процессом в системах дистанционного обучения;
· компании с развитыми дистрибьюторскими и транспортными сетями (например, в Procter&Gamble);
· управление каналами распределения;
· моделирование предпочтений пользователей (например, в Ford)
Для крупных компаний преимущества мультиагентного подхода очевидны. Среди них можно отметить: сокращение сроков решения проблем, уменьшение объема передаваемых данных за счет передачи другим агентам высокоуровневых частичных решений; сокращение сроков согласования условий и формирования заказов.
Для распределенных компаний преимущества в первую очередь заключаются в возможности оптимального обеспечения продукцией, облегчении контроля удаленных подразделений и структур и взаимодействия с ними.
Для компаний с широким и быстро меняющимся ассортиментом - возможность гибко реагировать на изменения в предпочтениях клиентов и просчитывать периоды изменения.
Для компаний оказывающих услуги - накопление опыта взаимодействия и решения проблем не только «в головах» сотрудников, но и в МАS.
В то время как в крупных компаниях, с большими дистрибьюторскими сетями и распределенными подразделениями преимущества использования мультиагентных систем наиболее очевидны, такой подход может быть с успехом использован и в небольших фирмах, что будет показано в практической части работы. На данный вывод наталкивает и тот факт, что тенденции дальнейшей интеллектуализации систем заключаются в создании виртуальных помощников и партнеров для пользователей.
Приведем несколько примеров, где в настоящее время активно используются МАS.
. Дистанционное обучение
Поскольку системы дистанционного образования обеспечивают адаптацию процесса обучения к индивидуальным характеристикам обучаемых, освобождают преподавателей от ряда трудоемких и часто повторяющихся операций по представлению учебной информации и контролю знаний, способствуют разработке объективных методов контроля знаний и облегчают накопление учебно-методического опыта, в ней возможно построение следующей мультиагентной системы: