Методы управленческой деятельности
Методы, используемые на этапе постановки проблемы, обеспечивают ее достоверное и наиболее полное описание, выявление анализ воздействия внутренних и внешних факторов, дают возможность оценить ситуацию и сформулировать на этом основании проблемную ситуацию. В их составе существенная роль принадлежит методам сбора, хранения, обработки и анализа информации, методам фиксации важнейших событий, факторного анализа, сравнения, аналогии, декомпозиции, моделирования.
Набор применяемых приемов зависит от характера и содержания проблемы, уровня ее появления и решения, сроков и среде которые выделяются на этапе постановки. Чтобы выявить характер проблемы, имеющей неясные очертания или заявившей о себе некоторыми симптомами, широко используется метод опросов, позволяющий уяснить ее суть и важнейшие аспекты. Приведем примеры таких возможных вопросов:
· Как идут дела?
· С какими проблемами вы сталкивались в последнее время?
· Что-нибудь изменилось здесь за последнее время?
· Чем вы довольны или не довольны?
· Нужна ли вам помощь и в чем?
· Что вы думаете по поводу наметившейся тенденции к снижению качества продукции? падению объемов? росту затрат? и т. д.
· Какова ваша оценка сложившейся ситуации?
· Что вы думаете по поводу наших шансов на успех разрабатываемой программы?
· Какие идеи и предложения вы можете внести в проект?
· Как влияет на вас возникшая проблема?
Для сбора необходимой информации применяют методы: опроса, интервьюирования, производственной статистики, моделирования работ, экспериментирования, изучения затрат времени.
Для выявления и анализа причин и факторов возникновения проблем и появления новых возможностей рекомендуется использовать ряд практически полезных приемов и подходов.
Один из таких подходов - это своеобразная «инвентаризация» всех факторов и условий, сгруппированных по направленности их воздействия. Группировка факторов и условий по направленности их воздействия на проблемную ситуацию: факторы и условия, приводящие к ухудшению проблемной ситуации, и факторы и условия, сокращающие или минимизирующие размеры проблемы.
Второй, не менее продуктивный подход, заключается в составлении перечня неизвестных факторов, что позволяет перенести центр внимания с известных причин на неизвестные и установить новые направления исследований.
Третий подход - это проведение хронологического анализа с целью восстановления последовательности событий, вызвавших появление проблемы или возможности, во времени.
При групповой работе раскрытию творческих способностей и неординарного мышления способствуют различные методы, стимулирующие воображение, свободу размышлений, обмен идеями и мыслями. К таким методам, например, относят метод номинальной групповой техники, дельфийский метод и метод мозговой атаки.
Метод номинальной групповой техники построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций, поэтому все члены группы, собравшиеся для принятия решения, на начальном этапе излагают в письменном виде свои предложения самостоятельно независимо от других. Затем каждый участник докладывает состояние своего проекта; представленные варианты рассматриваются членами группы (без обсуждения и критики), и только после этого каждый член группы, опять-таки независимо от остальных, в письменном виде представляет ранговые оценки рассмотренных идей. Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения. Особенностью данной техники и ее достоинством является то, что, несмотря на совместную работу членов группы, они не ограничивает индивидуального мышления и предоставляет каждому участнику возможность обосновать свой вариант решения.