Составляющие элементы и факторы корпоративной культуры
Корпоративная культура - это система ценностей, поверий, убеждений, норм, правил, традиций, ритуалов, легенд, героев, которые есть в компании и определяют поведение каждого ее сотрудника. Корпоративная культура может включать формальные элементы - те, которые продекларированы и задокументированы, и неформальные - те нигде не зафиксированы, но в действительности принимаются сотрудниками.
Система ценностей
определяет, что такое "хорошо", а что такое "плохо" для компании и для сотрудника.
Ценности - «специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни или природы)». Внешне ценностная ориентация человека выступает как свойства предмета или явления, однако она присуща ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений.
Для того чтобы влияние системы ценностей на работу компании было позитивным, необходимо, чтобы система ценностей сотрудника отвечала системе ценностей компании. Этого можно достичь комплексно, при помощи правильного отбора, ориентации и адаптации, обучения, стимулирования и аттестации сотрудника.
Поверья и убеждения
- это определенные твердые взгляды (которые не требуют проверки) персонала на следующее:
человеческую природу;
природу бизнеса;
продукты и услуги компании;
рынок компании;
клиентов (в том числе потребителей);
конкурентов;
бизнес-партнеров;
собственников или акционеров;
компанию;
организацию процессов в компании, подразделениях, командах;
масштабы (ограничения) персональной свободы принятия решения и ответственности;
профессионализм в работе (знать или учиться?);
персональную работу/задания;
стандарты качества;
руководство;
мотивацию;
других сотрудников;
самих себя (как сотрудников и личностей).
Например, сотрудники компании "Моторола" верят в то, что качество должно и может быть очень высоким (сигма - меньше одной миллионной, а сотрудники другой компании считают, что их рынок ограничен пределами их страны). Руководство большинства компаний, которые работают в сфере телекоммуникаций, считают своими конкурентами другие компании, которые работают в подобном бизнесе, редко воспринимая всерьез конкуренцию, которая идет от развития Интернета, который уже легко позволяет общаться при помощи компьютера, а не телефона, без оплаты за международные телефонные переговоры.
Нормы поведения
- это стандарты и подходы, по которым сотрудник определяет, что и как ему нужно сделать. Нормы, как правило, касаются таких сфер, как:
общение;
получение или определение цели/задачи;
процесс работы;
командная работа;
использование рабочего времени;
использование ресурсов (в том числе финансовых ресурсов) компаний;
обслуживание клиентов (как внешних, так и внутренних);
отчетность;
обучение и профессиональное развитие;
обмен информацией;
получение, использование и предоставление обратной связи;
инициатива;
креативность;
инновационность, гибкость;
активность или пассивность поведения.
В некоторых компаниях "нормальным" считается работать пассивно, то есть не проявлять инициативы, не делать новых предложений, одним словом, "не высовываться". В другой компании может быть "ненормальным" поведение человека, который не предлагает новых идей на собраниях группы и не проявляет инициативу.
Правила поведения
могут быть формальными или неформальными. Формальные правила регламентируют отдельные действия сотрудника, иногда превращая их в полностью регламентированные процедуры. Правила могут быть такими, которые необходимо выполнять, или такими, которые дают некоторую свободу выбора. Неформальные правила определяются сотрудниками самостоятельно или определяются группой. Неформальные правила очень похожи на нормы. В Макдональдсе формальным правилом поведения сотрудников является улыбка каждому клиенту, а неформальным - открывать дополнительную кассу кроме одной-двух работающих, когда очередь к кассе больше двух клиентов.