Информационная основа экономического анализа
Экономический анализ базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе оптимальных управленческих решений.
Источники информации, которые используются при проведении экономического анализа, можно подразделить на плановые, учётно-отчётные и внеучётные.
Плановые источники включают в себя нормы и нормативы материальных, трудовых и финансовых затрат.
К учётно-отчётным следует отнести данные бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учёта и отчётности.
Внеучётные источники - это материалы ревизии, аудиторских проверок, материалы производственных совещаний, собраний трудовых коллективов, заседаний совета директоров, объяснительные и докладные записки и пр.
Совокупность информационных потоков, исходящих из названных выше источников, можно определить как систему экономической информации, основными принципами создания которой должны являться полезность, объективность, единство, оперативность.
В системе экономической информации особняком стоит микроуровневая маркетинговая система, которую можно разложить на четыре составные части:
. внутренняя система учёта и отчётности (информация о внутрифирменных информационных потоках)
. внешняя система маркетинговой информации (информация о состоянии рынка)
. маркетинговые наблюдения и анализ (изучение конкретных проблем маркетинга, например, причин сокращения объёма продаж)
4. система поддержки маркетинговых решений (применение экономико-математического моделирования).
Основной задачей микроуровневой маркетинговой системы является наблюдение за рынком в целях обеспечения соответствия предприятия рыночным условиям.
Особое значение в качестве информационной основы экономического анализа имеют бухгалтерские данные, а отчетность становится основным средством коммуникации, обеспечивающим достоверное представление информации о финансовом состоянии предприятия.
Основными, наиболее доступными и компактными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат формы финансовой отчетности №1, 2, 3, 4, 5, а если анализ проводят внутренние пользователи, то еще и данные текущего бухгалтерского учета.