Методика оценки конкурентоспособности предприятия
Для определения основных направлений развития бизнеса необходимо, используя полученные данные SWOT-анализа:
· Составить общий список мероприятий;
· Сформировать критерии для определения наиболее значимых мероприятий;
· Проранжировать меры по выбранным критериям;
· Сформировать план реализации намеченных мероприятий.
Основные направления развития и использования SWOT-анализа:
· отображение в модели динамических изменений фирмы и ее конкурентной среды;
· учет результатов анализа фирмы и ее конкурентной среды с использованием классический моделей стратегического планирования;
· разработка SWOT моделей с учетом различных сценариев развития ситуаций на рынке.
Кластерный анализ
Экономический анализ позволяет выбрать достаточно большое число исходных показателей (переменных), предположительно влияющих на исследуемый показатель и имеющих количественное выражение. Необходимо выделить определенные группы взаимосвязанных исходных данных, чтобы данные из одной группы были сильно коррелированны между собой, а из разных - слабо. Для этого предлагается использовать алгоритм кластерного анализа.
В качестве алгоритма кластерного анализа предлагается использовать один из так называемых иерархических алгоритмов. Все алгоритмы этого класса исходят из матрицы расстояний (различий) между группируемыми объектами, каждый из которых вначале рассматривается как отдельный кластер. Далее на каждом шаге происходит объединение двух самых близких кластеров и соответственно преобразуется матрица расстояний: из нее исключается расстояние до каждого из объединившихся кластеров и добавляются расстояния между вновь полученным кластером и всеми остальными. Работа алгоритма заканчивается, когда элементы будут объединены в один кластер.
Далее с помощью кластерного анализа выделяются типичные группы объектов по выбранным показателям.
Таким образом, использование кластерного анализа как метода многомерной статистической группировки при анализе позволяет:
· выделить из всей совокупности объекты, резко отличающиеся по комплексу объективных условий функционирования;
· сформировать группы взаимосвязанных переменных при построении адекватных статистических моделей показателей конкурентоспособности;
· образовать группы сходных объектов.
Анализ рисков
Классификация рисков
По сфере возникновения, в основу которой положены сферы деятельности, различают следующие виды рисков:
· производственный риск, связанный с невыполнением предприятием своих планов и обязательств по производству продукции, товаров, услуг, других видов производственной деятельности в результате воздействия как внешней среды, так и внутренних факторов;
· коммерческий риск - это риск потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности; его причинами могут быть снижение объемов реализации, непредвиденное снижение объемов закупок, повышение закупочной цены товара, повышение издержек обращения, потери товара в процессе обращения и др.;
· финансовый риск возникает в связи с невозможностью выполнения фирмой своих финансовых обязательств, их причинами являются изменение покупательной способности денег, неосуществление платежей, изменение валютных курсов и т.п.
В зависимости от основной причины возникновения рисков, они делятся на следующие категории:
· природно-естественные риски - это риски связанные с проявлением стихийных сил природы;
· экологические риски связаны с наступлением гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде;
· политические риски - это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики;
· транспортные риски связаны с перевозками грузов различными видами транспорта;
· имущественные риски - это риски от потери имущества предпринимателя по причинам от него не зависящим;
· торговые риски зависят от убытков по причине задержки платежей, не поставки товара, отказа от платежа и т.п.
Большая группа рисков связана с покупательной способностью денег. Сюда относятся:
· инфляционные риски, которые обусловлены обесцениванием реальной покупательной способности денег, при этом предприниматель несет реальные потери;