Влияние качества трудовой жизни на производительность труда персонала

Одна из наиболее важных последних разработок в области управления человеческими ресурсами связана с созданием программ и методов повышения качества трудовой жизни. Дж.Р.Хекман и ДжЛлойд Саттл определяют качество трудовой жизни как «ту степень, до которой члены производственной организации могут удовлетворить свои важные личные потребности через посредство их работы в этой организации» [1].

В Соединенных Штатах внимание к проблеме качества трудовой жизни стимулировали несколько общественных и частных организаций, таких, как Национальный центр качества трудовой жизни, Институт труда Америки, Огайскин центр качества трудовой жизни. Как говорит Саттл:

«Работники проявляют интерес не только к собственному развитию, но и к прямому участию в разработке организационных изменений, направленных на повышение качества трудовой жизни. Один из исследователей недавно установил, что более 2000 общественных и частных организаций, в том числе коммерческих и некоммерческих, а также власти штатов и муниципалитетов включились в различные официальные мероприятия, нацеленные на повышение качества трудоеой жизни. Количество же отдельных заводов, учреждений и просто рабочих мест, участвующих в этих мероприятиях, видимо, во много раз больше

Интерес к качеству трудовой жизни распространился и в других промышленных странах Запада.

Высокое качество трудовой жизни должно характеризоваться следующим[8]:

. Работа должна быть интересной.

. Рабочие должны получать справедливое вознаграждение и признание своего труда.

. Рабочая среда должна быть чистой, с низким уровнем шума и хорошей освещенностью.

. Надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость.

. Рабочие должны принимать участие в принятии решений, затрагивающих их и работу.

. Должны быть обеспечены гарантия работы и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами.

. Должны быть обеспечены средства бытового и медицинского обслуживания.

Существует мнение, что рынок способствует повышению качества: качества производства, качества продукции, качества труда, качества жизни, качества отношений и др. И это действительно так, поскольку конкуренция побуждает бизнес совершенствоваться для упрочения своих позиций на рынке. Однако, предприниматели-собственники почему-то, в первую очередь, повышают «качество цены товара (услуги)», снижая ее за счет экономии на рабочей силе, на условиях труда, на технике и технологии. Поэтому рынок способствует повышению качества (гипотетически и практически, в отдельных случаях) но не гарантирует его. При решении проблемы роста качества трудовой жизни акцент должен быть сделан на усилении взаимодействия всех субъектов социально-трудовых отношений.

Качество трудовой жизни, с позиции содержательного подхода, представляет собой совокупность свойств, характеризующих условия и организацию труда (производственную жизнь), формирующих трудовую активность и обеспечивающих реализацию трудового и творческого потенциала работника, с целью удовлетворения потребностей человека как личности и как работника, и на этой основе развития общества в целом.

Для современного работника существенное значение имеет не только высокий уровень качества трудовой жизни, но и качество путей, способов и методов его обеспечения[7].

Система качества трудовой жизни выражается через сложную структуру слагаемых: качество технико-технологической среды, качество содержания и характера труда, качество вознаграждения, качество производительности, качество роста, качество безопасности, качество отношений, качество руководства, качество участия и др. Перечисленные слагаемые трудовой жизни и их взаимосвязи должны достигнуть конкретного качества, удовлетворяющего и работника, и работодателя, и государства.

Трудовая жизнь, качество которой выступает мотиватором активности работника, является предметом исследования многих ученых. Основной проблематикой здесь является множественность подходов к понятию «качество трудовой жизни», его многоплановость и многоаспектность. Многие позиции учетов определяют качество трудовой жизни с позиции содержательного подхода, определяя сущность, структуру и значение данной категории.

С позиции деятельностного подхода к управлению, качество трудовой жизни следует определять как результат целесообразного научно-практического взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений по поводу формирования и развития элементов трудовой среды, обеспечивающих необходимые условия для активной реализации способностей человека к труду, и на этой основе удовлетворения потребностей взаимодействующих субъектов.

Деятельность - это динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и реализация отношений субъекта в предметной действительности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com