Основные принципы инноваций в ресторанном бизнесе
Изучение тенденций и закономерностей комплексного освоения инноваций, планирование положительных результатов и управление ими - сложная методологическая проблема в сфере сервиса, связанная прежде всего с классификацией нововведений. В качестве значимых для определения сути инноваций в ресторанном бизнесе выделяют следующие классификационные признаки:
· источник идеи (потребности клиентов, открытия, изобретения);
· вид инновации (аттракторы, инфраструктура сервиса, услуга, способы и средства распределения услуги, управление, факторы производства);
· степень новизны (улучшающие, прорывные);
· широта воздействия, масштабность, связность (локальные, глобальные, системные);
· инвестиционное наполнение (некапиталоемкие, малокапиталоемкие, капиталоемкие).
Инновации в ресторанном бизнесе следует рассматривать как системные мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию бизнеса и тем самым активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения.
Инновационный процесс в ресторанном бизнесе достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через рынок услуг и степень удовлетворенности клиента, а с другой стороны, в основном благодаря принятию совместных решений организациями и органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом и сервисом, а также благодаря оценке отрасли местным населением. Только такое взаимодействие всех элементов (субъектов и объектов) инновационного процесса может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в качестве роста (развития) сферы услуг. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение нового в одной области дает эффект (и возможно, более сильный) в другой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении.
К основным принципам инноваций в ресторанном бизнесе относят:
. Принцип научности, заключающийся в использовании научных знаний и методов для реализации инноваций, соответствующих потребностям клиентов.
. Принцип системности. Разрабатываемая стратегия инновационного развития сферы сервиса в регионе должна учитывать факторы и условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона (экономические, финансовые, кадровые и другие); социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.
. Принцип соответствия инновации потребностям клиентов. Предлагаются только те новшества, которые действительно нужны клиенту, а не те, которые может произвести и внедрить организация.
. Принцип позитивности результатов, состоящий в предупреждении неразумного, не продуманного создания и внедрения новшества, которое может быть опасно, во-первых, для клиентов; во-вторых, для конкретного предприятия; в-третьих, для биосферы и общества в целом.
. Принцип имманентности инвестиционным процессам. Для проведения необходимых исследований, разработки и материализации инноваций используются инвестиционные ресурсы, эффективность которых определяется степенью значимости и масштабностью нововведений.
. Соответствие инновационной деятельности и ее результатов (новшеств) уровню развития общества.
. Принцип связности. Процесс нововведения заканчивается появлением на рынке продукта, который должен на определенном этапе своего жизненного цикла вызывать потребность (стимулировать идею) создания следующего новшества и обеспечивать финансовую поддержку этого процесса.
. Принцип безопасности. Любое нововведение должно гарантировать отсутствие вреда для человека и окружающей его среды.
Основные направления инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства:
· выпуск новых видов туристского продукта, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.;
· использование новой техники и технологии в производстве традиционных продуктов;
· использование новых туристских ресурсов, ранее не использовавшихся. Уникальный пример - путешествия туристов на космических кораблях;
· изменения в организации производства и потребления традиционного туристского, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.; новый маркетинг, новый менеджмент;
· выявление и использование новых рынков сбыта продукции (гостиничные и ресторанные цепи).
Основу инновационной деятельности во всех секторах экономики составляет реализация достижений научно-технического прогресса. Сказанное в полной мере относится и к сфере социально-культурного сервиса.
Научно-техническая революция не только стала материальной основой формирования сферы услуг. Она оказала огромное влияние на инновационную деятельность в социально-культурный сервис и туризм через высокие технологии, к числу которых относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии.