Сущность понятий «культура», «социально-культурная сфера» и «социально-культурная деятельность»
Как говорили великие Конфуций и Платон, любое дело надо начинать с «исправления имен» - уточнения содержания основных понятий. Содержание понятия «культура» в рамках изучаемой дисциплины целесообразно рассматривать в двух аспектах:
. Как способ бытия человека в качестве социального существа, как о системе внегенетического наследуемого социального опыта. В этом плане культура образует материальную и духовную среду, способствующую формированию и возвышению человека.
. Как конкретная сфера жизни общества (сфера культуры), включающая сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т. д.), художественное образование и детское творчество, искусство, творческую (преимущественно художественную) деятельность, исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла, а также деятельность, их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т. п.) [2]
В данном контексте, представляется целесообразным рассмотрение и самого понятия «социально-культурная деятельность». Московская культурологическая школа учёных свела его к формуле:
«Социально-культурная деятельность - это воспитательная деятельность, ориентированная на человека, на исчерпывающее раскрытие в нем духовного потенциала». [6]
Более широкое определение даёт В.В. Туев и называет СКД «управляемым обществом и его социальными институтами процессом приобщения человека к культуре». [25] Н. Н. Ярошенко такую формулировку дополняет следующим образом: «Социально-культурная деятельность имеет своей целью не только приобщение человека к культуре, но и создание условий для того, чтобы культура становилась основой для социального взаимодействия». [5]
С точки зрения других исследователей, культурная деятельность - это ни что иное, как деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.
Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.
Социальная педагогика сегодня интерпретируется как теория социального воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как педагогический компонент социальной работы.[7]
Продолжая мысль, можно сказать, что «социальное» указывает на общественно направленный значимый для человека характер деятельности, «культурное» раскрывает содержательные культурно-ценностные смыслы этой деятельности. [8]
Таблица 1 - Соотношение социального и культурного в социокультурной деятельности.
Социальный аспект |
Культурологический аспект |
1. Личность как носитель социальных ролей, отношений, действий, проблем; |
1. Личность как носитель «культурных» качеств, субъект культурного творчества; |
2. Социальная общность (объединение, организация, движение) как социальный институт, субъект социальных отношений; |
2. Социальная общность как совокупность индивидов, объединённых общими целями, ценностями, как субъект саморазвития культуры; |
3. Регион как институциональная административно-территориальная целостность; |
3. Регион как совокупность социально-культурных сил, групп, движений, как носитель культурного потенциала (включая историко-культурное и этнокультурное своеобразие, ландшафтные особенности, традиции, предания, памятники истории и культуры); |
4. Общество как сложная система функционирования и взаимодействия различных социальных институтов; |
4. Общество (нация) как носитель духовной целостности и историко-культурной самобытности; |
5. Общество как совокупность институционально оформленных наций, народов, этносов; |
5. Человечество как совокупность национальных культур. |