Понятие менеджмента
Термин «менеджмент». Он уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».
Зачастую менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление - это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления - это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.
С другой стороны, нередко менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства - компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое. [26]
Зарождение самого явление отследить невозможно, т.к. первый опыт управления людьми появился у человечества вместе с его непосредственным возникновением. Исследователи сходятся во мнении, что первым теоретиком науки управления следует считать Платона с его системой идеального государства. Позднее свой вклад внес Макиавелли. На древнерусском государстве внимания заслуживает такой учебник по ведению домашнего быта, как «Домострой».
С конца 19 века наука менеджмента претерпела значительные качественные изменения, пройдя путь от научной и административной школы до школы человеческих отношений, существующей и по сей день, однако, в несколько другой ипостаси, нежели, чем изначально. [12]