Эффективность процессного подхода
Желаемый результат достигается эффективней, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессами.
Процессный подход, не разрушая полностью функциональный менеджмент (специализация нужна везде, в том числе и в управлении), позволяет соединить цепочки процессов, выбросить лишние цепочки и исключить дублирующие процессы, запустить параллельно те процессы, которые можно и нужно осуществлять параллельно.
В некотором смысле понимание процессов близко к представлению об алгоритмах. Для этого предлагается мета-процесс, состоящий из следующих 14 шагов:
1. выявить (задать) полную систему процессов, требуемых для менеджмента качества;
2. определить последовательность, взаимосвязь и взаимодействия в этой системе процессов;
. с позиций стратегических целей и планов определить ключевые процессы;
. найти сотрудника, готового взять на себя ответственность за данный процесс и наделить его соответствующими полномочиями, сделать владельцем, собственником процесса;
. определить заказчика или потребителя процесса и описать выход процесса, т.е. требования к качеству результатов его функционирования;
. определить поставщиков процесса и требования к элементам входа процесса, т. е. к ресурсам;
. определить критерии эффективного менеджмента данного процесса и выбрать для них метрологические измерители;
. спланировать процессы измерения показателей качества и эффективности процесса;
. описать сам процесс в виде блок-схемы или схемы потоков с учетом системы менеджмента процесса;
. определить входные и выходные документы по стадиям процесса (например, регламент, должностные инструкции, рабочий журнал и т.п.);
. обеспечить информационные потоки, требуемые для эффективного менеджмента и мониторинга процесса;
. вести регулярную оценку, мониторинг и анализ данных, относящихся к процессу;
. систематически проводить корректирующие и предупреждающие действия, направленные на достижение целей процесса;
. определить порядок внесения в процесс изменений.
Мета-процесс обеспечивает систематический подход к выявлению и описанию всех процессов, представляющих интерес для качества, как, впрочем, и для управления вообще. Однако особый интерес представляют так называемые бизнес-процессы. Они характеризуются тем, что имеют конкретного потребителя, готового платить за результаты бизнес-процессов, которые и существуют до тех пор, пока есть потребитель. Их организация и систематизация осуществляются в соответствии не с удобствами производителя, а с принципом ориентации на потребителя. А это означает, что на смену традиционной организационной структуре, как правило, придет проектный подход и командная форма работы. Бизнес-процессы делят на внутренние и внешние. Примером внутреннего процесса может служить разработка и внедрение на предприятии системы качества. Внешние бизнес-процессы порождаются, как правило, клиентами. Во всех случаях бизнес-процессы в виде цепочки операций идут внутри организации. Для систем качества крайне важно рассматривать каждый элемент любого бизнес-процесса как процесс, имеющий своих потребителей и поставщиков.