Задачи и функции инноваций. Инновационный процесс
Главной и решающей целью инновационного менеджмента является обеспечение успешного функционирования организации путем осуществления инновационных процессов, направленных на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Инновационный менеджмент призван осуществить гармонизацию развития организации, то есть согласованное функционирование всех ее подразделений и систем в соответствии с изменениями, происходящими во внешней среде.
Цель организации - удовлетворение потребностей потребителя, а прибыль выступает как результат осуществления инновационной деятельности. Для обеспечения гармонизации необходимо создать в организации систему внутрифирменного управления инновациями, предназначенную для решения следующих задач:
• выработка стратегической концепции инновационной деятельности;
• определение направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;
• создание организационной структуры управления инновациями;
• планирование производства и сбыта инновационной продукции;
• эффективное использование кадрового и ресурсного потенциала;
• контроль исполнения работ и принятых решений;
• создание творческой атмосферы и мотивации интеллектуального труда.[6 c.98]
Гармонизация с внешней средой предусматривает учет существующих в ней ограничений и решает следующие задачи:
формирование стратегических и тактических целей инновационной деятельности организации с учетом тенденций развития научно-технического прогресса;
проведение маркетинговых исследований; оценка и использование опыта и достижений конкурентов.
В практике управления выделяют две группы функций инновационного менеджмента: основные и обеспечивающие. Основные функции - это формирование целей, планирование, организация и контроль. Обеспечивающие функции включают в себя те управленческие процессы, которые способствуют эффективному осуществлению основных функций.
Среди них можно выделить: социально-психологические функции - делегирование полномочий, мотивация труда; процессуальные функции - принятие решений и коммуникации. Осуществление инновационных идей зависит от эффективности принятых управленческих решений, поэтому менеджеры обязаны выработать четкую последовательность действий, связанных с их выработкой и реализацией. Совокупность таких действий и их выполнение составляют содержание процессуальной функции принятия решений. Функция коммуникации заключается в получении, переработке и передаче информации для осуществления инновации. [8 c.79]
В инновационном процессе имеют дело с новой информацией, поэтому функция коммуникации весьма важна, имеет свою специфику и требует создания в организации специальных информационных структур. Процесс управления начинается с формирования системы целей и задач инновационной деятельности на определенный период времени. Процесс формирования целей является одним из важнейших разделов инновационного менеджмента, так как при этом обеспечивается единая направленность усилий всех членов организации.[8 c. 82]
Организация инноваций составляет одну из важнейших функций инновационного менеджмента, которую выполняют руководители всех уровней. Она заключается в распределении всех ресурсов, необходимых для выполнения плана и достижения целей организации. [8 c.86]