Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
Главный акцент в программах управления деньгами делается на изменении их предложения, т. е. на ускорении или замедлении темпов денежной эмиссии. Контроль над этими процессами носит не прямой, а косвенный характер.
Из кризисной ситуации есть несколько способов выхода. Первый - постепенно восстановить утраченные сбережения. Второй - стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские финансовые институты. Третий - привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования. Четвертый - использование широко распространенной на Западе практики учета и переучета векселей.
Указанные способы регулирования имеют как преимущества, так и недостатки. Первый способ не ведет к инфляции, но способствует росту государственного долга. Кроме того, он практически не увеличивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений населения происходит в основном через заимствование денег у самого же населения. Второй способ также не грозит инфляцией, но растягивает на продолжительный срок процесс роста финансового капитала. Это на годы сохранит проблему неплатежей, дефицита источников финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал.
Третий способ может смягчить проблему, но он ставит в зависимость финансирование экономики от конъюнктуры мирового рынка. Четвертый способ у нас в стране практически не действует.
Выйти из финансового кризиса можно только на основе преодоления отторжения населения от проводимых в стране преобразований. Главное - уйти от десоциализации финансовой политики. Подавить истоки напряженности кризиса страны может только устойчивый экономический рост. Обеспечить его в короткие сроки можно, опираясь на инвестиционное развитие конкурентоспособной части реального сектора экономики. В первую очередь, это агропромышленный комплекс: переработка, торговля и от них вложения в сельское хозяйство. Расчеты показывают, что, сохраняя низкие цены при одновременном повышении качества продукции, можно было бы снизить удельный вес импортного продовольствия до 10% всего объема рынка.
Налоговая политика.
Основной налоговый механизм, призванный содействовать привлечению инвестиций - это льготы по налогам.
Любой инвестор заинтересован в увеличении своей рыночной стоимости, чьей состтоавной частью является налоговый выигрыш. Если предприятие имеет налоговую льготу, то его общая цена складывается из рыночной цены собственного капитала плюс текущая рыночная цена налогового выигрыша, связанного с привлечением заемных средств. Налоговый выигрыш определяется экономией от уплаты налогов, приведенной к моменту расчета.
В условиях кризиса для предприятия немаловажную роль играет изменение срока уплаты налогов и сборов, отчисляемых за счет собственных средств. Налоговый кодекс РФ устанавливает порядок переноса срока уплаты налогов и сборов (задолженности) на более позний срок.
Формами измнения срока уплаты задолженности являются: отстрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налогвоый кредит. Отсрочка или рассрочка предоставляются при наличии оснований на срок от одного до шести месяцев с единовременной (отсрочка) или поэтапной (рассрочка) уплатой суммы задолженности. Налоговый кредит предоставляется на срок от трех месяцев по одному или нескольким налогам и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и указанным лицом. Инвестиционный налоговый кредит предоставляет возможность организации при наличии соответствующих оснований в течение определенного срока в определенных условиях уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.