Группы и управление: основные понятия и определения

Некоторые менеджеры и руководители не в состоянии оказывать какое-либо влияние на подчиненных в силу разных причин. Они, как правило, признаются неэффективными руководителями, поэтому, когда речь идет о руководстве, стараются подобрать человека, который в состоянии возглавить работу и влиять не персонал. Лидер может проявиться и в неформальной среде. Так как неформальный лидер не имеет официальных полномочий, его влияние на людей зависит от личностных характеристик.

Когда же речь идет не о формальной группе, а о трудовом коллективе то необходимое количество его членов определяется, как правило, целями и задачами совместной деятельности.

Степень развития группы определяется по параметрам:

ü достаточная психологическая общность (сплоченность);

ü сложившаяся структура;

ü четкое распределение обязанностей;

ü наличие признанных лидеров;

ü налаженные деловые и личные контакты.

Как во всем обществе в целом, так и в отдельных организациях социально изолированный индивидуум встречается чрезвычайно редко. Когда человек устраивается на работу, он сразу начинает заводить знакомых и друзей обычно из числа тех, с кем он вместе работает большую часть времени, и вскоре оказывается вовлеченным в одну или несколько групп. Поведение индивидуумов в таких группах обычно претерпевает существенные изменения под влиянием коллектива.(11,c.83)

Поступив в организацию, человек вскоре обнаруживает, что с одними людьми он работает гораздо больше, чем с другими. Если бы он составил схему своих контактов с сослуживцами в своей организации, то увидел бы довольно небольшую и неизменную по составу группу коллег, с которыми он постоянно общается изо дня в день, еще более многочисленную группу людей, с кем у него никогда не было контактов и о ком он лишь слышал тем или иным образом.

Лидерство - есть способ взаимодействия руководителя и коллектива. Однако далеко не любой способ взаимодействия личности и группы является лидерством. Лидером будет только тот руководитель, чей стиль руководства в наибольшей степени подходит, соответствует уровню развития группы.(3,с.32)

Существует четыре уровня (стадии) развития группы:

ü группа, не способная и не желающая работать (А уровень);

ü группа, восприимчивая (частично желающая), но не способная работать (Б уровень);

ü группа, желающая и частично способная работать (В уровень);

ü полностью способная и желающая работать (Г уровень).

Каждая группа, при условии умелого руководства ею, может достичь самой высокой стадии своего развития. Каждому уровню развития группы соответствует подходящий для нее стиль управления. (12, с.183)

Стиль управления - это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. Соответствующий уровню зрелости группы стиль не только является самым эффективным для управления ею, он создает предпосылки для развития группы, для перехода ее на более высокий этап развития.(6,с.29) Существует четыре основных стиля управления:

ü «Указывание» (для группы А уровня);

ü «Распределение» (или «популяризация») (для группы Б уровня);

Перейти на страницу: 1 2 3

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com