Особенности регулирования труда руководителя организации
Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации и с этой даты оно может выступать в качестве работодателя. В статье 51 ГК указано, что государственная регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном законом. Президентом РФ 8 августа 2001 г. был подписан и введен Федеральный закон N 129 - ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", который был изменен и дополнен Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76 - ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон" "О государственной регистрации юридических лиц".
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" подтвердил действующий нормативно-явочный порядок образования юридического лица: регистрирующий орган только проверяет соответствие представленных документов перечню документов, требуемых законом. Он не вправе запрашивать дополнительные документы и тем более решать вопрос по существу: создавать или не создавать юридическое лицо. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций - фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное (статья 54 ГК). Правовое положение юридического лица определяется его уставом, либо учредительным договором и уставом, либо только учредительным договором. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида.
В этих документах содержатся наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также иные сведения, предусмотренные соответствующим законом.
Поскольку в учредительных документах юридических лиц предусматриваются, как правило, предмет и цели их деятельности, они играют важную роль в определении профессионально-квалификационного состава работников, с которыми работодатель может заключать трудовые договоры.
Среди работодателей помимо юридических и физических лиц назван иной субъект, наделенный в установленных законодательством случаях правом заключать трудовые договоры. Таким субъектом может быть, например, орган местного самоуправления, если об этом будет указано в законе.
В связи с тем, что Трудовой кодекс в качестве работодателей называет юридические лица, филиалы, представительства не могут быть работодателями. Согласно статья 55 ГК филиалы, представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Их руководители, выступая в гражданском обороте, действуют по доверенности юридического лица.
У руководителя филиала, представительства может быть доверенность, предоставляющая ему право приема и увольнения работников, однако и в этом случае филиал, представительство не является работодателем. Работодателем по отношению к работникам филиала, представительства является юридическое лицо, от имени которого руководитель филиала, представительства осуществляет полномочия по заключению трудового договора и его расторжению. Если руководитель филиала, представительства не уполномочен осуществлять прием на работу, трудовые отношения с работниками филиала, представительства возникают на основании трудового договора, заключенного самим юридическим лицом.
Права и обязанности работодателя в трудовом отношении непосредственно осуществляет только тот работодатель, который является физическим лицом. Все иные работодатели осуществляют свои права и обязанности через органы управления. В государственных и муниципальных предприятиях органом управления является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Его права и обязанности как органа управления определены Гражданским и Трудовым кодексами, подзаконными нормативными актами. Впервые в практике кодификации трудового законодательства труд руководителя организации регулируется непосредственно Трудовым кодексом.