Делегирование полномочий в процессе на примере ООО "Выбор-Сервис"
Поскольку способность людей реализовывать полномочия в тех или иных конкретных ситуациях не может быть четко определена заранее, делегирование полномочий связано с определенным риском. Однако риск этот оправдан, так как сулит всем сторонам немалые выгоды.
Прежде всего, делегирование полномочий приближает принятие решений к месту их реализации, а следовательно, повышает их качество и оперативность, предотвращает растрату времени на ожидание распоряжений и указаний, отчего процесс управления в целом становится более эффективным.
Делегирование полномочий освобождает директора ООО "Выбор-Сервис" от многих текущих дел и позволяет заняться решением глобальных, наиболее сложных проблем, а также дает возможность более рационально распределить нагрузку среди подчиненных, выделить среди них возможных преемников, которые смогут их заменить при продвижении или уходе на пенсию.
Делегирование полномочий подчиненным позволяет:
1) максимально продуктивно использовать имеющиеся у них способности, знания, опыт и приобрести новые;
2) проявить инициативу и самостоятельность;
) развить себя как личность;
4) продемонстрировать окружающим собственные возможности, повысить в их глазах свой престиж и создать "стартовую площадку" для дальнейшего продвижения по служебной лестнице;
) наконец, просто получить большую удовлетворенность от работы.
Таким образом, делегирование полномочий обладает целым рядом положительных последствий как для директора ООО "Выбор-Сервис" и исполнителя.
Однако бывают и сопротивления делегированию полномочий. Среди причин этого можно выделить следующие:
) излишняя загруженность текущими делами, не оставляющая времени для постановки задач подчиненным и осуществления контроля за их решением;
2) непонимание важности проблемы делегирования полномочий и неумение правильно определить объект для делегирования;
) неверие в способности подчиненных; боязнь ответственности за их возможные неудачи;
) нежелание расставаться с любимым делом, которому отданы многие годы;
) и, наконец, боязнь подчиненных и конфликтов с ними.
Подчиненные, в свою очередь, могут уклоняться от принятия полномочий. Среди причин нежелания принимать дополнительную ответственность можно выделить наиболее распространенные:
) отсутствие веры в себя; страх допустить ошибки, за которые придется нести ответственность;
2) недостаток знаний, некомпетентность в поручаемом для разработки вопросе;
) нехватка информации, ограничивающая возможность качественно выполнить задание;
) формальный подход к делу со стороны руководителя; т.е. так называемое фиктивное делегирование - передача подчиненному тех полномочий, которые он давно уже имеет.
Эффективность процесса делегирования полномочий во многом определяется разумным сочетанием интересов организации или подразделения, руководителя и исполнителя. Интересы организации учитываются путем соблюдения существующих там традиций; принятых стандартов и нормативов деятельности; исключения возможности злоупотребления полученными полномочиями. Интересы руководителей и исполнителей обеспечиваются рациональным распределением обязанностей и ответственности между ними, а также своевременным вознаграждением.
Директор ООО "Выбор-Сервис" должен обеспечивать организационную сторону процесса делегирования полномочий, например, первоочередным предоставлением необходимых материальных ресурсов, информации; проведением консультаций и оказанием помощи в трудных ситуациях. В его обязанности входят также активизация исполнителей и защита предоставленных им полномочий от сотрудников, которые обычно их нарушают.
При распределении управленческих полномочий в данной организации необходимо учитывать ряд важных обстоятельств, о которых необходимо упомянуть.
Полномочия должны быть достаточными для достижения стоящих перед данным субъектом целей. Поэтому следует помнить, что цели всегда являются первичными и определяющими объем предоставляемых полномочий.
Полномочия каждого субъекта должны увязываться с полномочиями тех, с кем ему приходится сотрудничать, чтобы обеспечить их взаимодополнение и, в конечном счете, сбалансированность всей системы управления.