Влияние деловой репутации на результаты деятельности предприятия
Другой важнейшей причиной проведения оценки деловой репутации является составление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Международный стандарт финансовой отчётности (
МСФО) требует проведения ежегодного теста гудвилла на обесценение. Если таковое произошло, в отчётность должны вноситься коррективы. Возрастающий интерес отечественных организаций к МСФО и переход многих из них на эту систему отчетности являются одними из причин роста интереса к методам измерения стоимости такого нематериального актива, как гудвилл.
Оценка деловой репутации требуется и в тех случаях, когда необходимо оценить нанесённый ей ущерб. Это может происходить, например, если в СМИ опубликованы материалы, порочащие деловую репутацию компании (подобные публикации могут быть заказаны конкурентами). Самый известный пример причинения ущерба в российской практике - тяжба между ИД «КоммерсантЪ» и ОАО «Альфа-банк» летом 2004 г. Поводом для разбирательства послужила опубликованная в газете «КоммерсантЪ» статья «Банковский кризис вышел на улицу», в которой говорилось о возникших у «Альфа-банка» трудностях с ликвидностью. Заметка вызвала панику среди клиентов, в результате чего возросшее число требований о возврате вкладов поставило банк на грань краха. Нематериальный ущерб деловой репутации банка был оценен и удовлетворен судом в сумме 270 млн. руб.
Другая категория случаев, когда пострадавшая сторона может обратиться в суд с требованием возмещения ущерба деловой репутации, - это ситуации с незаконным производством продукции и использованием брендов, торговых марок и т.д., принадлежащих другой компании либо схожих с ними. Подобные ситуации характерны и для строительного сектора, когда недобросовестный застройщик присваивает название, сходное до степени смешения с названием добросовестной компании, и таким образом вводит в заблуждение потребителей.
Если российская практика судебных разбирательств по делу об ущербе деловой репутации представлена лишь отдельными прецедентами, то на Западе такие дела весьма распространены, причем величина ущерба нередко составляет десятки миллионов долларов. Впрочем, как показывает пример тяжбы ОАО «Альфа-банк» и ИД «КоммерсантЪ», размер выплат в российской практике уже приближается к западным стандартам.