Механизмы психологической защиты в деловом общении. Модель психической структуры личности в аналитической психологии К.Юнга
Защитные механизмы являются целостными свойствами личности. Вот некоторые из них:
вытеснение - перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения человек перестает осознавать причины, вызывающие тревогу, а также не помнит травматических прошлых событий. В итоге человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению, делается спокойным;
проекция - процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая, таким образом, на них вину за свои недостатки или промахи. Именно этот защитный механизм вызывает чувство одиночества, изолированности, зависти, агрессивности;
замещение - переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему;
отрицание - стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы.
агрессия - возвращение в состоянии стресса к ранним или более незрелым формам поведения и удовлетворения;
реактивное образование - подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения. Незадавшаяся любовь оборачивается ненавистью. Влечение к лицу противоположного пола порой является под маской подчеркнутого безразличия или агрессивности; сублимация - замена неприемлемых сексуальных или агрессивных
побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации. Основными формами сублимации З. Фрейд считал художественное творчество и интеллектуальную деятельность, утверждая, что вся культура человечества - продукт сублимации либидо. У каждого человека есть свой набор защитных механизмов, сформированных в детстве.
Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.
Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Многие представители этого направления были учениками 3. Фрейда. Однако было бы неверным считать, что аналитическая теория является неким новым, более совершенным этапом в развитии классического психоанализа. Это - качественно другой подход, основанный на ряде новых теоретических положений. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг. Он предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии (Юнг К., 1994). Смысл жизни каждого человека - наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное бессознательное - совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли личности ограничена. Поведение человека фактически подчинено его врожденным архетипам, или коллективному бессознательному. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.
Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека. Эти свойства также часто называют чертами характера. Например, свойства архетипа «персона» (маска) - это все наши психологические характеристики, роли, которые мы выставляем напоказ; свойства архетипа «тень» - это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем от людей; свойства архетипа «анимус» (дух) - быть мужественным, твердым, смелым; защищать, охранять, охотиться и т. д.; свойства архетипа «анима» (душа) - нежность, мягкость, заботливость.
В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы, личности:
. Коллективное бессознательное - основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.
. Индивидуальное бессознательное - совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.
. Индивидуальное сознательное - структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.