Профессиональная адаптация
Данный аспект адаптации можно назвать «дообучением». Он напрямую связан с приобретением новым сотрудником недостающих знаний и навыков в профессиональной области. В каких случаях необходима профессиональная адаптация?
1. Если новичок обладает заведомо более низкими профессиональными компетенциями, чем требуется для эффективного выполнения его должностных обязанностей. В этом случае для него разрабатывается дополнительный план развития, и он проходит обучение в первые месяцы работы.
2. В компании приняты собственные стандарты работы (профессиональные или технологические). Например, в дистрибьюторских компаниях принятый на должность супервайзера отдела продаж специалист, вне зависимости от своего предыдущего опыта, посещает тренинг «Техника продаж». Это нужно не столько для отработки непосредственно навыков продаж, сколько для ознакомления с существующими в компании профессиональными стандартами в этой области.
Профессиональный аспект адаптации заключается в том, что новичок должен понять и освоить следующие особенности своей деятельности:
- свои непосредственные профессиональные обязанности и зону ответственности;
- используемые в компании технологии работы;
- стандарты работы и необходимую техническую документацию, существующие нормативы и технические требования;
- перспективы своего профессионального и карьерного роста в компании, возможнорсти обучения, повышения квалификации;
- критерии оценки качества своей работы.
Успешность профессиональной адаптации зависит от ряда условий, к которым относятся: отработанность организационного механизма управления процессом адаптации; наличие системы обучения в организации; объективность оценки профессиональных качеств и исполнения функций должности; персональная ответственность руководителей компании и подразделений и не в последнюю очередь - профессиональная компетенция менеджера по персоналу.
Таким образом, адаптация персонала - это комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы облегчить вхождение новых сотрудников в организацию. Как правило, новички сталкиваются с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается банальным отсутствием информации. Специально разработанная процедура введения нового сотрудника в организацию - система адаптации персонала - и призвана способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.
Эффективная адаптация новых сотрудников, её важность для организации