План (программа) адаптации
. Знакомство с рабочим местом и коллегами отдела. Уточнение расположения рабочего места, его технической оснащённости и комплектации.
. Знакомство с сотрудниками других отделов, с которыми новый работник будет взаимодействовать по роду своих обязанностей.
Первый рабочий день продавца в магазине торговой сети «Монарх» (или «Brooks»), принадлежащей компании «Пальмира-Рута».
Введение в должность проходит в четыре этапа, длительность каждого - одна смена.этап (первая смена) - подготовительный. Первый рабочий день. Задача - детальное ознакомление с деятельностью компании.
Получение информации о компании «Пальмира-Рута», ознакомление с порядком и условиями работы:
- история организации;
- продукция и услуги;
- структура управления (включая имена руководителей, расположение отдельных подразделений);
- условия труда - установленный рабочий график, отпуска и выходные, льготы для сотрудников;
- элементы корпоративной культуры;
- требования к оформлению базовых документов компании;
- постановка целей;
- создание мотивации (возможности увеличения заработной платы, повышения квалификации, должностного роста).
Ответственное лицо: управляющий магазином.
Ознакомление с подразделениями и рабочим местом сотрудника:
- представление коллегам;
- объяснение распорядка дня;
- изучение должностной инструкции;
- ознакомление с производственными функциями и особенностями работы магазина;
- ознакомление с документами, регламентирующими производственный процесс.
Ответственное лицо: управляющий магазином. Подготовкой пакета базовых документов занимается служба персонала.
Ознакомление с организацией взаимодействия подразделений компании:
- перечень отделов, с которыми новому сотруднику нужно взаимодействовать в процессе работы;
- технология взаимодействия подразделений (письменная или устная форма, документы и особенности их оформления, сроки);
- возможные сложности производственного процесса;
- механизмы решения проблем;
- прецеденты.
Ответственное лицо: управляющий магазином.
Второй и третий дни - работа по плану, в конце смены предоставляется отчёт. Управляющий магазином подводит итоги работы во время первой ознакомительной смены и доводит информацию до нового сотрудника.этап (вторая смена) - начальный период. Задача - практическое освоение новичком его обязанностей и требований, предъявляемых администрацией к данной должности.
Подведение итогов. В конце смены управляющий дает первичную оценку соответствия заявленных знаний тем реальным умениям и навыкам, которые имеются у новичка; даёт рекомендации новому сотруднику.этап (третья смена) - период приспособления. Задача - включение нового сотрудника в производственный процесс и адаптация к правовым, социальным и организационным требованиям компании; установление межличностных отношений.
Подведение итогов. Управляющий оценивает результаты работы, акцентируя внимание на социально-психологических аспектах: вхождение в коллектив; установление отношений с коллегами; восприятие новой информации; адаптация к новым требованиям, не совпадающим с предыдущим опытом; реакция на критические замечания и т. п.; при необходимости помогает новому сотруднику установить нормальные межличностные отношения. Ответственное лицо: управляющий магазином.этап (четвёртая смена) - завершение периода введения в должность. Задача - стабильная работа сотрудника.
Новичок действует в пределах своей компетенции согласно плану на смену. В конце смены руководитель подводит итоги периода адаптации и доводит информацию до нового сотрудника и службы персонала.».
Несмотря на некоторые различия в обоих приведённых примерах, схожесть их очевидна: точно определена система подачи информации новому сотруднику, новые сведения подаются «порционно», в логической последовательности. Кроме того, оба плана адаптации демонстрируют чёткую временную привязку каждого этапа к определённому периоду пребывания новичка в организации.