Исследования управления посредством социально-экономического экспериментирования
Социально-экономическое экспериментирование - это одна из разновидностей эксперимента, которая представляет собой осуществление искусственно основанного (но схожего к реальному или отвечающего реальному) социально-экономического процесса в системе управления, на основании чего следует приобрести обширный спектр потенциальных состояний системы. При этом методы, используемые при его проведении, являются долей всей совокупности всевозможных методов, применяемых при экспериментальных исследованиях.
Социально-экономическое экспериментирование осуществляется в виде активной формы вмешательства в СУ. Оно позволяет:
провести общественную диагностику управляющей подсистемы;
раскрыть механизмы совершающихся социально-экономических явлений, взаимосвязи одного человека с прочими людьми, группами и между ними;
оптимизировать общественные и экономические процессы в системе;
понизить социальные и экономические издержки системы;
оценить результативность проведенного эксперимента.
Вместе с тем это крайне опасный вид экспериментального вмешательства, поскольку в нем участвуют люди. Следовательно, в случае негативных исходов эксперимента может пострадать благополучие, здоровье и психика одного человека или даже многих людей. А это запрещается допускать в принципе.
Поэтому на проведение социально-экономического экспериментирования нужно накладывать должные ограничения в виде максимально дозволенных параметров на обусловленные процессы и явления. Помимо этого, следует внимательно подготавливать эксперимент, рассчитывая меру риска, рассчитываемых ущербов и прочих отрицательных последствий, соизмеряя экспериментальные процессы с нравственностью цивилизованного общества, закладывая страховые решения, предоставляя вероятности по социальной и психологической реабилитации участников экспериментирования и, в конечном итоге, следуя всесторонним правовым нормам и правилам.
На исследователях-экспериментаторах, проводящих социально-экономические эксперименты, лежит огромная ответственность перед участвующими в экспериментировании людьми и обществом в целом.
Каждое экспериментирование безусловно индивидуально и имеет свои особенности.
Заключение
Таким образом, среди множества работ исследования СУ одно из основных мест занимает диагностика.
В общем виде диагностика является установлением и изучением признаков, характеристик, факторов, которые характеризуют состояние объекта с целью обнаружения потенциальных отклонений, причин их появления и предупреждения главных нарушений в его нормальном функционировании.
Применительно к СУ диагностика играть роль комплекса взаимосвязанных исследовательских работ аналитического характера, разрешающих разобрать цели, состояние, определить воздействие одних факторов на остальные, обнаружить вероятные проблемы, несовершенства («узкие» места), причины их появления и запланировать пути ликвидации выявленных нарушений и отклонений в системе с целью приведения ее к естественному функционированию. Предметом диагностики бывают не только СУ целиком, а также и ее подсистемы, элементы и т.д.
Итоги диагностики предназначаются для основы отыскивания резервов в СУ. В порядке случаев в совокупность диагностических работ подсоединяют операции по обоснованию не только лишь путей улучшения системы, но и наиболее основательное проведение работ. Во всяком случае диагностика представляет собой начальный этап исследования детального СУ.
Таким образом, благодаря данной работе, следует подвести итог, что при реализации работ по диагностике в главную очередь нужно установить «болезнь» системы (что и где «болит»), определить ее причины и последствия. Тем самым установить причинно-следственные связи в СУ и наметить главные меры по ликвидации причин «болезни» системы, также объяснить направления наиболее подробных исследований. Собственно на это устремлены диагностические работы. Без этого нельзя провести исследования в необходимом русле и добиться их нужной эффективности.
Диагностика - это необходимое условие не только формирования СУ новейших рентабельных организаций, но и преобразовываемых, реструктируемых и улучшаемых систем. Каждое диагностическое исследование обязано формироваться на достоверной и беспристрастной информации. В противоположном случае их итоги могут оказаться ложными.