Понятие, цели и мотивы диверсификации предпринимательской деятельности
) устранение пробелов в производственном процессе может достигаться при создании или присоединении производств, входящих в технологическую цепочку существующего производства.
Основной целью диверсификации является увеличение прибыли за счет использования рыночных преимуществ.
Специфические цели, поставленные для определенных ситуаций, могут быть сгруппированы в три основные категории:
- цели роста, которые должны способствовать регулированию баланса в условиях благоприятных тенденций;
- цели стабилизации, предназначенные для защиты от неблагоприятных тенденций и непредсказуемых явлений;
- цели гибкости, предусматриваемые для усиления позиции компании в случае непредсказуемых событий.
Диверсификация имеет следующие преимущества:
1) возможность распределить риск, предлагая несколько продуктов на различных рынках, при этом нужный объем продаж или убытки на первом рынке компенсируются высоким объемом продаж и большой прибылью на втором рынке. В итоге общее состояние предприятия оказывается удовлетворительным;
2) переориентация деятельности со старых приходящих в упадок рынков сбыта на новые;
) ведет к синергии;
) способствует эффективному использованию избытка средств.
Недостатки диверсификации:
1) экономические (неизбежный рост расходов (издержек));
2) управленческие - повышается сложность управления предприятием;
) потребительские - эффект диверсификации не гарантирует стабильность (или рост) потребительского спроса;
) требует знаний и опыта, чтобы хорошо управляться с новыми продуктами или услугами;
) конкурентные - игнорируется важнейшее требование стратегии конкуренции: в первую очередь конкурируют не диверсифицированные предприятия, а только входящие в их состав производства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что диверсификацией является стратегия развития организации, которую используют в ситуациях, когда дальнейшее развитие основного производства невозможно, для снижения риска либо для получения возможности овладеть новой технологией или новым рынком. Побудительные мотивы диверсификации могут существовать отдельно, но и могут сочетаться друг с другом. Поэтому выбор формы диверсификации требует хорошего обоснования и тщательного планирования.