Сущность, виды доходов в торговле и их формирование
Доход от реализации товаров состоит:
1)из суммы денежных средств, полученных от реализации товаров, за счет разности между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения. Эта часть валового дохода представляет собой торговую надбавку;
2)поступления за оказанные услуги и выполненные работы (подгонка верхней одежды, раскрой тканей, доставка товаров на дом и др.);
3)прочие доходы от неосновной деятельности (сальдо доходов и расходов от внереализационных операций, реализации излишков оборудования, передачи временно не используемых помещений и объектов мелкорозничной сети в аренду, доходы от долевого участия в деятельности других организаций, от ценных бумаг, принадлежащих фирме, и др.).
Роль и значение дохода от реализации товаров как экономического показателя заключаются в следующем:
Ø доход от реализации является источником формирования прибыли;
Ø за счет дохода от реализации возмещаются издержки производства и обращения;
Ø доход от реализации служит источником пополнения собственных оборотных средств;
Ø за счет дохода от реализации формируются различные бюджетные фонды (республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производителей сельхозпродукции и продовольствия, фонд, создаваемый для финансирования расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда);
Ø за счет дохода от реализации предприятия питания уплачивают акцизы и таким образом участвуют в формировании бюджета страны.
Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продаж продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
Видное место в формировании доходов принадлежит прочим поступлениям.
Прочие доходы формируются за счет поступлений средств от сдачи имущества в аренду, безвозмездно полученного имущества, прибыли от участия в уставных капиталах других предприятий, положительных курсовых разниц, возмещенных штрафов, пеней, неустоек, чрезвычайных доходов (например, страховое возмещение потерь от пожара, аварии, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных активов и т.п.) По существу, в состав прочих доходов отражаются все поступления, не включенные в валовой доход предприятия.
Приведенные выше положения полностью распространяются и на торговые организации. Здесь необходимо подчеркнуть, что доходы от хозяйственной (основной) деятельности торговых организаций определяются в следующем порядке:
Ø первоначально из объема продаж товаров, продукции, работ и услуг по продажным ценам вычитают налог на добавленную стоимость, акцизы и другие аналогичные платежи и получают выручку (нетто) от продажи товаров, продукции, работ и услуг, которая отражается в форме №2 по ОКУД «Отчет о прибылях и убытках»;
Ø на следующем этапе принимают во внимание по строке «Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг» стоимость товаров, продукции, работ, услуг торговых организаций по ценам их закупки у поставщиков;
Ø на третьем этапе устанавливают разницу между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и стоимостью товаров, продукции, работ, услуг по ценам их закупки (по себестоимости) у поставщиков. Эта разница рассматривается в промышленных и других организациях как валовая прибыль, а в торговых организациях как величина торговой надбавки, а в учете - торговой наценки.
Объем валового дохода, получаемый в результате реализации товаров, продукции, является основным источником прибыльной работы предприятий торговли, условием устойчивого их положения на рынке.
Стремление наращивать валовой дохода вызывает необходимость изучения факторов, его определяющих, с целью создания механизма управления валовыми доходами. Эти факторы весьма многообразны.
В процессе управления доходами от реализации - при их анализе поиске резервов роста и планировании - все факторы принято подразделять на две основные группы:
1)зависящие от деятельности предприятий торговли и общественного питания (внутренние факторы);
2)не зависящие от деятельности предприятий торговли и общественного питания (внешние факторы).
В системе внешних факторов выделяются: политика государства в области регулирования торговых надбавок, таможенных пошлин, ставок банковских процентов за пользование кредитами, арендных ставок, различных тарифов; степень конкуренции на рынке потребительских товаров; уровень оптовых цен на товары предприятий-производителей; платежеспособность населения; соотношение спроса и предложения; жизненный цикл товара; территориальное расположение и др.