Экономическое обоснование надбавок в торговле
На предприятиях торговли уровень торговых надбавок дифференцируется в зависимости от качества товаров, культуры торгового обслуживания. Уровень торговых надбавок на высококачественные товары существенно отличается от уровня торговых надбавок на другие товары, имея в цене такого товара значительный удельный вес. Как свидетельствует опыт развитых стран, доля торговых надбавок в цене товара колеблется от 15 до 70%, а по товарам экстра - класса цена продажи превышает цену покупки более чем в 2 - 2,6 раза. Культура торгового обслуживания оценивается потребителем рядом показателей: широким выбором товаров, предоставлением дополнительных услуг, применением прогрессивных методов продажи товаров, профессионализмом и этикой обслуживающего персонала и др. Учитывая мнение покупателей о достигнутом уровне культуры торгового обслуживания, предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий размер торговой надбавки на товар. Высокая оценка культуры торгового обслуживания, данная потребителями, позволяет предприятию применить более высокий процент торговой надбавки к цене приобретения товара.
Уровень торговых надбавок зависит от выбранной предприятием стратегической цели. Если целью является расширение сферы влияния на рынке, то уровень торговой надбавки устанавливается исходя из рыночных цен приобретения и продажи товаров. При ориентации предприятий на получение прибыли уровень торговой надбавки формируется таким образом, чтобы возместить издержки, осуществить развитие торговой деятельности.
Все вышерассмотренные факторы взаимосвязаны, действуют одновременно и часто разнонаправленно, увеличивая или снижая валовой доход предприятий торговли [14, с. 198].