Анализ и оценка доходов торгового предприятия
Анализ валового дохода является составной частью анализа финансовых результатов деятельности торговых фирм.
Цель анализа - получение информации о формировании валового дохода за предплановый период и определение путей его роста в соответствии с ресурсами развития предприятия в будущем.
Основная цель анализа - поиск резервов роста валового дохода для обеспечения большей финансовой устойчивости предприятий торговли на рынке.
Задачами анализа валового дохода являются:
- проверка степени выполнения плана и изучение динамики изменения показателей валового дохода по предприятию в целом и его подразделениям по общему объему, составу и структуре реализуемых товаров и продукции собственного производства;
- изучение формирования структуры валового дохода в зависимости от форм расчетов с поставщиками товаров;
выявление и количественное измерение факторов, оказывающих влияние на выполнение плана валового дохода и его динамику;
определение неиспользованных возможностей и резервов роста валового дохода;
осуществление контроля за выполнением плана, направленного на своевременное выявление факторов, отрицательно повлиявших на формирование валового дохода [12, с. 529].
Основными материалами, используемыми для анализа валового дохода, являются бухгалтерские, статистические данные и данные оперативного учета.
Анализ валового дохода производится в определенной последовательности.
Анализ степени выполнения плана и динамики изменения показателей валового дохода включает в себя изучение:
1)изменения суммы валового дохода по сравнению с планом, темпов его изменения, которые сопоставляются с темпами развития товарооборота и прибыли (Jприб > Jвал. дох > Jтоварооб).
2)изменения среднего уровня торговой надбавки (наценки) по сравнению с планом и в динамике, а при наличии информации - в разрезе отдельных товаров (сырья). Проведение этого анализа дает представление о соотношении суммы получаемых доходов и объема закупаемых товаров (сырья). Важным этапом анализа является изучение структуры элементов, входящих в состав средней торговой надбавки (наценки): издержек и прибыли, позволяющей установить обоснованность ее уровня. Исследуется сложившаяся дифференциация уровня и структуры торговой надбавки (наценки) в разрезе отдельных товаров (сырья). В процессе анализа сформировавшегося размера торговой надбавки (наценки) определяются возможности снижения уровня текущих затрат за счет их экономии и намечаются мероприятия по повышению эффективности использования всех ресурсов в предстоящем периоде;
3)показателей эффективности формирования валового дохода: уровня валового дохода к товарообороту, уровня прибыли от реализации к валовому доходу, уровня издержек к валовому доходу, дающих представление о соотношении товарооборота, прибыли от реализации и издержек с объемом валового дохода и др.
4)изменения структуры валового дохода, позволяющей оценить эффективность его формирования в зависимости от форм расчетов с поставщиками, так как средства, вложенные в товар, имеют различную отдачу. Методика влияния форм расчетов на образование валового дохода описана В.А. Черновым [18, с. 425].
На втором этапе производится анализ факторов, влияющих на формирование суммы и уровня валового дохода в предплановом периоде.
Завершающая стадия анализа - обобщение влияния всех факторов на формирование валового дохода предприятия торговли.
Структура доходов розничной торговли Павловского райпо представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1. Структура доходов розничной торговли Павловского райпо, тыс. руб.
Показатели |
Предшествующий год |
Отчетный год |
Отклонения |
Отчетный год в% к предшествующему | |||
сумма |
% к итогу |
сумма |
% к итогу |
по сумме |
по структуре | ||
Доходы торговли (без НДС и акцизов) |
26067 |
100,0 |
30525 |
100,0 |
+4458 |
- |
117,1 |
В том числе | |||||||
от продажи товаров |
23460 |
90,0 |
28693 |
94,0 |
+5233 |
+4 |
122,3 |
от прочей операционной деятельности |
1564 |
6,0 |
1221 |
4,0 |
-343 |
-2 |
78,1 |
от внереализационных операций |
1043 |
4,0 |
611 |
2,0 |
-432 |
-2 |
58,6 |