Рекомендации по улучшению качества трудовой жизни в ООО «Solos»
При разработке внутрифирменных систем выплат и льгот важно иметь в виду, что это добровольно принимаемые организацией в отношении своих работников обязательства. Они должны безусловно исполняться. Отказ от программ, существенное их сокращение почти всегда негативно влияют на психологический климат в организации. Ряд программ (в основном соцстраха) несет с собой и долгосрочные обязательства, выполнение которых может быть обеспечено в том числе и в судебном порядке. Распространение тех или иных форм в ведущих компаниях создает давление и на другие фирмы в пользу введения аналогичных или альтернативных систем льгот. Решение принимает компания, сообразуясь с внутренними потребностями и возможностями.
При организации большинства социальных программ фирмы избегают предоставления бесплатных льгот, предпочитая принцип смешанного (с участием самого работника), долевого финансирования. Смысл такого подхода заключается не только в экономии средств организации, но и в отделении программ, в которых существует реальная потребность у работников, от менее нужных, спрос на которые обусловлен преимущественно бесплатным характером их предоставления. К тому же при ослабленном контроле за льготами последнего рода (наиболее жесткий контроль осуществляется при внесении собственных денег) имеется тенденция (с которой обязательно нужно считаться в наших условиях) снижения качества предоставляемых услуг или прямых злоупотреблений.
Организация должна представить своему персоналу "портфель" планов социального обеспечения и развития, который по мере разработки новых планов и программ и создания соответствующей материальной базы может быть пересмотрен или расширен.
Сегодня руководство многих организаций считает важным направлением своей кадровой политики базовое социальное страхование постоянных сотрудников и реализацию прав участия сотрудников в полученных совместными усилиями материальных результатов.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
К показателям, характеризующим качество трудовой жизни в организации, можно отнести:
. Общеэкономические показатели:
объем производства;
производительность труда;
эффективность труда и оценки реальных перспектив организации на выживание;
численность;
показатели балансовой прибыли и использование ее (на потребление и накопление);
себестоимость продукции;
использование основных фондов.
. Показатели, характеризующие количество занятых, степень использовании рабочего времени, движение и подготовку кадров:
изменение численности по различным категориям и социально-возрастным группам (в частности, по пенсионерам);
текучесть кадров, увольнение за нарушение трудовой дисциплины и в связи с сокращением персонала;
масштабы, характер и направление движения скрытой безработицы;
соотношение занятых и незанятых рабочих мест, увеличение количества новых рабочих мест;
масштабы подготовки и переподготовки кадров, меры по государственной поддержке, а также источники финансирования, как федеральные, так и местные (включая фонды занятости).
. Показатели, характеризующие условия и охрану труда, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях:
численность работников организации, занятых на работах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, и занятых тяжелым физическим трудом;
численность работников, занятых на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности;
число работников, страдающих профессиональными заболеваниями;
уровень и динамика общей профессиональной заболеваемости;
материальные затраты в связи с несчастными случаями (в том числе выплаты по листку нетрудоспособности);
финансовые расходы на мероприятия по охране труда;
объем и размеры льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;
фиксация факта заключения коллективных договоров, анализ его содержания и степень выполнения за анализируемый период.
. Показатели, характеризующие фонд потребления и фонд оплаты труда:
среднемесячная заработная плата по отдельным категориям трудящихся: руководителям, специалистам, служащим, рабочим и ее динамика;
показатели дифференциации заработной платы.
. Социальная поддержка персонала организации:
распределение средств по направлениям материальной помощи (компенсация в связи с удержанием стоимости питания; материальная помощь и льготы по оплате коммунальных услуг; оплата путевок на лечение и проезд к месту отдыха, содержание детей в детских дошкольных учреждениях; надбавки к пенсиям и т.д.);
размеры основных производственных фондов и структура социальных фондов.