Основные факторы, влияющие на качество продукции
К основным факторам, влияющим на качество продукции, относят:
производственные (сырье, материалы, комплектующие изделия, оборудование, инструменты, технологии);
человеческие (профессиональные навыки и знания, организованность и дисциплинированность работников);
экономические (эффективные системы материального и морального стимулирования, определение оптимальной себестоимости).
На качество оказывают влияние различные факторы на всех основных стадиях жизненного цикла продукции: при проектировании, в процессе производства и эксплуатации.
На проектно-конструкторском этапе основными факторами будут: тщательное маркетинговое исследование предполагаемых изделий, глубокая предпроектная разработка продукции, технико-экологическое обоснование продукции и эксплуатационных характеристик, использование стандартизированных и унифицированных деталей, узлов, сокращение топливных и горюче-смазочных материалов на единицу изделия и т.д.
На производственном этапе к основным факторам можно отнести: уровень технического перевооружения и реконструкции предприятий, комплексная автоматизация и механизация процессов, стандартизация и унификация, эффективный входной контроль сырья и материалов и т.д.
На стадии эксплуатации решающими факторами будут: строгое соблюдение режимов использования, предусмотренных технической документацией; максимальная загрузка с учетом номинальной мощности и т.д.
Все вышесказанные факторы действуют в определенных условиях. К ним можно отнести формы организации труда, производственных процессов и т.д. В целях достижения оптимального уровня качества продукции следует добиться наиболее приемлемого соотношения между факторами и влияющими на качество условиями.
Факторы, влияющие на качество продукции, могут подразделяться на:
объективные (технический уровень, производства, оборудование, организационная подготовка производства, уровень технологии и др.);
субъективные (личная заинтересованность в результатах труда, уровень образования, профессиональное мастерство и др.).
Вопросы для контроля и усвоения прочитанного материала
. Обоснуйте роль качества в условиях рыночной экономики.
. Приведите основные определения термина «качество». В чем сущность понимания их основных аспектов?
. Дайте классификацию показателей качества продукции и услуг по важнейшим классификационным признакам.
. Опишите основные факторы, влияющие на качество.
. Одинаков ли подход к качеству с точек зрения производителя и потребителя?
. В чем заключается сущность «правила 10-ти кратных затрат»?
7. Что входит в понятие «продукция»?
. Какова доля брака в зарубежных компаниях?
Тесты
. Представление о качестве основано на:
требованиях и пожеланиях потребителей;
принципах деятельности производителей;
законодательных требований государства.
. Ценность продукции для производителя - это:
максимально возможная цена продукции;
отсутствие препятствий для продажи продукции;
высокое качество продукции.
. Ценность продукции для потребителя - это:
низкая цена без учета качества продукции;
высокое качество без учета стоимости продукции;
разумное сочетание цены и качества.
. Термин «продукция» включает:
услуги;
оборудование;
перерабатываемые материалы;