Совершенствование управленческой деятельности
В Японии была создана собственная система качества, которая получила название «Управление качеством в рамках фирмы» (Company Wide Quality Control).
Благодаря Э.Демингу, Дж.Джурану, А.Фейгенбауму, К.Исикаве и другим в Японии произошел ускоренный процесс улучшения качества продукции. Было создано японское «чудо».
Следует вспомнить, что японская промышленность стартовала к своему «экономическому чуду» не с самых сильных позиций. Индустрия Японии имела очень мало преимуществ, подразумевающих наличие нефти, месторождений полезных ископаемых, а также плодородных земель. Не хватало ресурсов даже для обеспечения питанием своего населения.
Однако в этой стране смогли эффективно использовать один единственный вид ресурсов, которого было с избытком - человеческие ресурсы. Эти были люди, знающие, что ничего не достается даром, и преисполненные желанием упорно учиться и усердно работать. Японию и по сегодняшний день можно отнести к числу наиболее гармонично развивающихся индустриальных государств мира, потому, что японские рабочие и менеджеры понимают, как важно находить лучшие способы организации труда и производства, чтобы сделать свой труд легче, продукцию - лучше, жизнь - богаче и комфортнее.
Качество японских товаров постепенно завоевывало весь мир. Это происходило потому, что японские компании очень быстро поняли преимущество выпуска продукции высокого качества. Они первыми осознали важность лучшего понимания нужд потребителя (заказчика) и необходимость систематического подхода к анализу его требований. Им удалось разработать систему создания и усовершенствования продукта в соответствии с требованиями и приоритетами рынка.
В это время происходило увеличение объемов международной торговли, повышались требования рынка. Усиленное внимание стало уделяться проблемам безопасности и экологии. Осуществлялся постепенный переход от Всеобщего контроля качества (TQC) к Всеобщему управлению качеством (TQM).
Качество определялось как удовлетворение требований и потребностей заказчиков и служащих. Осуществлялся контроль всей деятельности производителя.
На шестом этапе, который можно назвать «Всеобщее управление качеством», происходит усиленное распространение принципов TQM, ориентированных на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных расходов и своевременность поставки.
Происходит дальнейшее международное разделение труда, становление транснациональных производственных систем и глобальных международных рынков
Разрабатываются международные стандарты ISO 9000. Усиливается конкуренция на международном рынке. Активно внедряются эффективные системы «KANBAN» в Японии. На взаимоотношения поставщика и потребителя сильное влияние оказывает сертификация на соответствие МС ISO 9000. Основной целью этих стандартов стало обеспечение качества продукции, требуемых потребителем и предоставлении ему доказательств в способности предприятия выполнить это. Повышается внимание руководства фирм к удовлетворению потребности своих работников. Сформирована новая концепция качества, фокусировавшаяся на потребителе.