Обеспечение качества продукции
Как указывалось выше в разделе 3.1, под обеспечением качества продукции понимается часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены. Обеспечение качества предполагает формирование требуемых свойств и характеристик продукции при ее создании.
Обеспечение качества - основа основ управления качеством. Оно означает гарантирование такого уровня качества продукции, удовлетворяющего требованиям потребителей, которое позволяет потребителю с уверенностью покупать и использовать ее в течение длительного времени. При обеспечении качества учитываются следующие обстоятельства:
фирма должна обеспечивать уровень качества продукции, который отвечает требованиям потребителей;
вся экспортная продукция должна соответствовать требованиям зарубежных заказчиков;
руководители высшего звена фирмы должны проникнуться сознанием важности обеспечения качества и обеспечить активное участие всех работников в этой деятельности.
Иначе говоря, процесс обеспечения качества продукции представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа «петли качества» в целях наиболее полного удовлетворения требований потребителей к качеству.
Принципы обеспечения качества. К.Исикава выделил следующие принципы обеспечения качества:
обеспечение качества, основанное на контроле;
обеспечение качества, основанное на управлении производственным процессом;
обеспечение качества, уделяющее основное внимание разработке новых видов продукции.
Для обеспечения качества требуется:
) активные квалифицированные заинтересованные кадры;
) материально-техническая база;
) оптимальная организационная структура и эффективное управление предприятием и управлением качества.
На первое место выдвигается человеческий фактор. Заинтересованный материальными и моральными стимулами квалифицированный персонал будет играть основную роль в повышении качества продукции. Вторым по значению будет наличие достаточной материально-технической базы. И третьим фактором является создание необходимой структуры управления, организация эффективной работы.