Международные стандарты семейства ISO 9000:2000 Системы менеджмента качества
В соответствии с правилами Международной организации по стандартизации (ISO), все международные стандарты должны пересматриваться каждые пять лет. На основании такого пересмотра делается вывод о необходимости их подтверждения, пересмотра или отмены.
В декабре 2000 г. вышла третья версия международных стандартов ISO 9000, которая отменила и заменила второе издание. Три модели стандартов ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 были объединены в один стандарт ISO 9001 с соответствующим применением. В 2000 г. были введены стандарты ISO 9000, ISO 9001 и ISO 9004. В 2002 г. вышел стандарт ISO 19011, который заменил предыдущий ISO 10011.
Международный стандарт ISO 9001:2000 был подготовлен Техническим комитетом ISO/ТС 176 «Управление качеством и обеспечение качества», а также подкомитетом SC 2 «Системы качества». В новой версии стандартов значительно изменилась структура по сравнению со вторым изданием (1994 г.), исчезли двадцать элементов системы, их заменил подход с позиций процесса (приложения 4, 5).
Ниже представлена структура стандарта ISO 9001:2000, состоящего из восьми разделов:
В основу пересмотренных стандартов были положены следующие пожелания пользователей и потребителей:
принятие подхода с позиций процесса;
совместимость с другими стандартами систем управления;
дополнительное требование непрерывного совершенствования;
признание потребностей заинтересованных сторон;
потребность быть удобным для потребителя;
исключить производственную направленность.
Базовая серия ISO 9000:2000 состоит из следующих стандартов: 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования».9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».19011:2002 «Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или окружающей среды».
Три стандарта из серии ISO 9000 (ISO 9000, ISO 9001 и ISO 9004) являются фундаментальными документами системы качества новой версии. Однако только по одному ISO 9001 проводится сертификация «поставщика», являющегося основным объектом управления качеством.
Кроме собственно стандартов серии 9000 в семейство входят и так называемые «поддерживающие» (вспомогательные) стандарты и «руководства» (стандарты документов и процессов), определяющие либо общие элементы 9000, либо наоборот, специфицирующие их на конкретные производственные и коммерческие ситуации.
В Украине общие принципы и правила организации работ по созданию, внедрению и сертификации систем менеджмента качества определяют введенные в действие с 2001 года национальные стандарты ДСТУ ISO 9000:2001. ДСТУ ISO 9001:2001, ДСТУ ISO 9004:2001, а также введенный позже стандарт ДСТУ ISO 19011:2003.
Новая версия международных стандартов ISO 9000:2000 была разработана с учетом последних требований рынка и основана на принципах Total Quality Management (TQM).
Эти принципы вошли в новый стандарт в качестве основных требований, которым должны соответствовать организации, претендующие на получение сертификата качества. Эти требования имеют следующий вид:
Ориентация организации на заказчика. Компания всецело зависит от своих заказчиков и поэтому понимать потребности заказчика, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Даже система качества, отвечающая минимальным требованиям, должна быть ориентирована в первую очередь на требования потребителя. Системный подход к ориентации на потребности клиента начинается со сбора и анализа жалоб и претензий заказчиков. Это необходимо для предотвращения таких проблем в будущем.