Разработка документации системы менеджмента качества
Внедрение систем менеджмента качества и обеспечение их работоспособности
Решение проблемы качества будет зависеть не только от того, как разработана система менеджмента качества, но и от того, как она функционирует, т.е., как выполняются на практике функции и задачи всеми ее участниками.
Внедрение системы управления качеством на предприятии осуществляется посредством издания приказа о внедрении.
Для подтверждения работоспособности внедренной системы необходимо провести внутренние проверки СМК, которые будут включать:
степень охвата системой качества этапов производства;
элементы СМК;
определение круга исполнителей для всех функций СМК;
документальное оформление всех методов работ;
выполнение функций на рабочих местах;
необходимость корректировки структуры функций и документации СМК.
Проверка работоспособности системы управления качеством осуществляется внутренними аудиторами, которые назначаются из числа работников предприятия, прошедших обучение по курсу внутреннего аудитора. Как правило, ими становятся те работники, которые входили в рабочую команду по созданию системы качества. Главным аудитором может назначаться представитель руководства по качеству.
При проведении внутреннего аудита необходимо руководствоваться обязательной процедурой по внутреннему аудиту, разработанной на предприятии в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования». Кроме того, необходимо придерживаться требований стандарта ISO 19011:2002 «Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или окружающей среды».
В стандарте ISO 19011:2002 изложены требования к составлению программы внутреннего аудита, порядку его проведения. Приведены требования к персоналу, назначаемому на должности аудиторов.
Обеспечение работоспособности системы качества заключается в выполнении руководством и всеми подразделениями своих функций и задач.