Качество и конкурентоспособность
Влияние качества на прибыль и потери от выпуска недоброкачественной продукции имеют важное значение с точки зрения конкурентоспособности и перспективного развития предприятий. Известный американский ученый в области менеджмента Питер Друкер говорил, что: «Главная задача бизнеса - это выживание, а главный принцип деловой экономики - не получение максимальной прибыли, а предотвращение потерь». Обеспечение высокого качества при минимальной себестоимости изделия зависит от правильно организованного управления финансовой деятельности, в том числе управления стоимостью качества.
До середины 20-го столетия не существовало методик учета затрат на качество. Как правило, расходы на качество разбрасывались между всеми подразделениями предприятия. Эти затраты занимали небольшой удельный вес в общих расходах предприятия и поэтому не привлекали особого внимания.
Они включали расходы на содержание отделов контроля и осуществление ими функций по проверке качества изделий, а также на действия, предупреждающие появление брака.
Однако уже в 70-х годах оценке стоимости качества стали уделять повышенное внимание. Это было вызвано следующими причинами:
усложнением продукции и повышением требований к качеству, надежности, внешней привлекательности, многофункциональности;
необходимостью увеличения гарантийных сроков эксплуатации в связи с обострением конкуренции (в целях усиления конкурентных преимуществ и привлекательности).
В настоящее время у многих руководителей предприятий сложилось мнение, что затраты на качество всегда приводят к снижению величины прибыли или увеличению цены на продукцию.
Такая позиция основывается на двух предположениях:
улучшение изделий, поставляемых потребителю, подразумевает проведение более интенсивных проверок и сортировку по их результатам на продукцию, подлежащую отправке, переделке или выбросу;
улучшение качества продукции подразумевает улучшение сорта.
Если бы эти концепции были верными, то затраты действительно бы выросли. Однако, правильно разработанная программа улучшения качества, скорее, всего, приводит к снижению, а не к увеличению затрат. Поэтому затраты на качество следует выявлять, анализировать и представлять руководству. Ниже на рис. 9.1 приведена примерная структура себестоимости выпускаемой продукции.
Вместе с тем, многие руководители не имеют возможности получать подробную наглядную информацию об уровне затрат на качество только потому, что на предприятии нет разработанной системы сбора и анализа этих данных.
Отсюда, управление конкурентоспособностью - это стремление достичь того, чтобы обеспечить наиболее высокое качество товаров (услуг) при минимальных затратах на их производство (издержках).