Модель делового совершенства EFQM
Зарубежный опыт использования национальных премий качества имеет уже давнюю историю распространения модели управления, ориентированной на непрерывное совершенствование бизнеса, повышение конкурентоспособности в долговременной перспективе. Это Модель Всеобщего качества или Модель делового совершенства EFQM.
История создания Модели делового совершенства (МДС) начинается с конца 80-х годов, когда 14 крупнейших европейских организаций провели масштабное исследование, в результате которого были сформулированы основные черты успешного предприятия. Созданный в 1989 г. Европейский фонд менеджмента качества (Europe Foundation for Quality Managemen - EFQM) провел дополнительные исследования и обобщения лучшей практики бизнеса.
В результате этой работы в 1992 г. была создана Модель делового совершенства EFQM. МДС постоянно пересматривается на основе регулярных исследований. С 2002 г. действует третья ее редакция.
Модель EFQM базируется на использовании четырех критериев результатов и пяти критериев возможности организации (рис. 12.1). В ее основе лежат 8 базовых принципов:
) ориентация на результаты;
) концентрация внимания на потребителях;
) лидерство и постоянство целей;
) менеджмент на основе процессов и фактов;
) развитие и вовлечение персонала;
) постоянное изучение, инновации и совершенствование;
) развитие партнерства;
) корпоративная социальная ответственность.
Более 30 тыс. европейских компаний применяют эту модель для совершенствования деятельности и оценки своего уровня совершенства.
Если сертификация на соответствие стандарту ISO 9000 стала подтверждением способности предприятия выпускать качественную продукцию в соответствии с обещаниями, то признание его заслуг не только перед конкретным потребителем, а также и перед обществом в целом, является присуждение премий качества. Эта награда становится подтверждением лидерства фирмы в данной области деятельности.
Важным результатом распространения МДС путем проведения конкурсов стало появление большого числа фирм, ориентированных не на премию, а на использование модели для совершенствования бизнеса и повышения конкурентоспособности.
В отличие от ISO 9000, ориентированных только на удовлетворение запросов потребителей, МДС, кроме того, предусматривает еще и удовлетворение запросов персонала, общества в целом, владельцев и поставщиков. Модель не содержит уровня требований, как стандарты ISO 9000, а задает направление для совершенствования бизнеса от того уровня развития, на котором находится предприятие.