Модифицированные системы управления персоналом
Особый интерес для нас представляет модель, разработанная и уже в течении многих лет применяемая американской корпорацией «Ай-Би-Эм». И дело тут не только в том, что «Ай-Би-Эм» в максимальной степени использует то, что составляет арсенал теории «Z» и японской системы управления, но и в том, что в модели «Ай-Би-Эм» содержится и успешно реализуется множество оригинальных элементов делающих эту корпорацию совершенно непохожей на западные и японские компании. «Ай-Би-Эм» во многом не вписывается в каноны рационального менеджмента и тем не менее на протяжении многих лет стабильно добивается весьма вдохновляющих результатов [23, c. 187].
Сущность модели управления, применяемой на «Ай-Би-Эм», составляют 20 принципов («Принципы I»), которые делятся на две относительно равные части. Первая часть в максимальной мере тяготеет к «теории Z» и включает следующие 10 принципов:
) сильные убеждения, ведущие к установлению общих целей и глубоко разделяемые как руководителями, так и рядовыми работниками;
) разделяемые работниками этические ценности;
) политика полной занятости («пожизненный наем»);
) обогащение работ, повышение разнообразия труда;
) личное стимулирование труда;
) планирование и обеспечение неспециализированной карьеры;
) личное участие в принятии решений;
) преобладание неявного контроля, т.е. на основе количественных показателей и рационального мышления;
) взращивание и развитие сильной корпоративной культуры;
) холистический подход к работнику; признание приоритетности удовлетворения потребностей работников.
Вторая группа принципов, применяется исключительно на «Ай-Би-Эм» и направлена на поощрение анархии индивидуализма как способа противостоять возникающим бюрократическим тенденциям и патернализму. В эту группу вошли следующие 10 «передовых принципов»:
) сильная (официально провозглашенная и постоянно поддерживаемая) вера в индивидуализм («уважение к человеку превыше всего»);
) кадровая политика, позволяющая реализовать эту веру на практике;
) единый статус для всех работников, одинаковые демократические условия, при которых отношения между работниками не могут основываться на подавлении одного человека другим;
) привлечение на работу специалистов высочайшей квалификации;
) расширенная профессиональная подготовка всех работников, и особенно высших управляющих;
) максимальное делегирование полномочий и ответственности на самые низкие уровни исполнителей;
) намеренное ограничение деятельности линейных руководителей (с целью изъять у них административные полномочия и передать их вниз с тем, чтобы они руководили не авторитетом должности, авторитетом неформального лидера);
) поощрения несогласия и расхождения во взглядах;
) поощрение широких горизонтальных связей;
) институциализация изменений. Постоянное проведение изменений, диктуемых жизнью и позволяющих бороться с закостенелостью и бюрократизмом. Изменение управленческих структур, придание им гибкости, подвижности и форм, адекватных изменениям внешних условий.
Таким образом, приведенные выше принципы, позволяют судить о сущности и движущихся пружинах системы управления, а также получить представление о возможном и весьма вероятном направлении развития как зарубежной, так и отечественной практики управления персоналом предприятия и организации.
Анализ системы управления персоналом ООО «Молочные продукты»