Анализ концепций контроллинга
С развитием промышленности и рынков деятельность экономических субъектов стала более наукоемкой. Потребовалось принятие решений на основе экономических, технических и иных знаний.
Принятие решений и управление достижением целей стали коллегиальными, стали учитываться не только финансовые, но и технические, логистические, социально-психологические аспекты деятельности. На стыке учета, контроля, планирования, консультирования появилась концепция контроллинга. Ее развитие связано с тем, какому аспекту отдавался приоритет: с 1930-х до 1960-х годов - экономической системе (учетная концепция); к 1970-1980-м годам - управленческой информационной системе (концепция с ориентацией на информацию); с 1990-х годов - собственно системе управления (управленческая концепция контроллинга). Сравнительный анализ концепций контроллинга по ориентации, сущности и основным задачам представлен в табл. 2.
Таблица 2. Основные концепции контроллинга
Ориентация концепции |
Сущность и основные задачи в рамках данной концепции |
Этапы развития концепции |
На систему учета |
Централизация и переориентация в будущее системы учета, концентрирующейся на регистрации фактической информации прошлых периодов |
30-е гг. XX в. |
На управленческую информационную систему |
Концептуальная разработка, внедрение и последующее обслуживание информационной системы управления |
70-80-е гг. XX в. |
Ориентация концепции |
Сущность и основные задачи в рамках данной концепции |
Этапы развития концепции |
На систему управления: ü планирование и контроль ü координация ü стратегия |
Планирование и контроль деятельности структурных подразделений предприятия Координация деятельности системы управления предприятием Обеспечение жизнедеятельности предприятия в долгосрочной перспективе |
90-е гг. XX в. Начало ХХI в.гг. |
В общих словах, можно сказать, что концепция контроллинга предполагает, что в целях более эффективного управления предприятием необходимо иметь своевременную и достоверную информацию о его состоянии и возможностях для принятия грамотных управленческих решений. Для представления такой информации используется ряд экономических показателей, которые должны не только отражать состояние предприятия на настоящий момент, но и оценивать его в перспективе. В качестве критериев существования предприятия в краткосрочном периоде выступают показатели результата его деятельности. Прибыль рассматривается как источник финансирования перспективного развития в краткосрочном периоде. Таким образом при краткосрочном или оперативном планировании предполагается формирование оптимальной, обеспечивающей достижение заданного уровня результата, производственной программы, а так же использование показателей затрат производства и выручки, рассчитанных на базе текущих пен и оценок имущества но восстановительной стоимости. Разработка оптимальной производственной программы осуществляется в соответствии со стратегическим планом деятельности предприятия на год, а также по кварталам.
Тем не менее, только управленческая концепция позволяет говорить о контроллинге как о новой дисциплине, имеющей собственный объект исследования - систему управления. Здесь контроль выступает не только как инструмент обратной связи в управлении деятельностью организации, но и как инструмент интеграции системы управления. Предпосылки и тенденции развития функции контроля, ведущие к возникновению контроллинга как типа управления, показаны на рис. 1.