Перспективы применения контроллинга в России
целеориентированная система планирования и контроля, обеспечивающая интеграцию, системную организацию и координацию фаз процесса управления, функциональных областей, организационных единиц и проектов предприятия.
ü Концепция контроллинга предполагает, что в целях более эффективного управления предприятием необходимо иметь своевременную и достоверную информацию об его состоянии и возможностях для принятия грамотных управленческих решений.
ü На основе концепции контроллинга в организации возникает система контроллинга - совокупность инструментов, связей, процедур, методов. Содержание данной системы зависит от специфики организации, от принятого подхода к контроллингу.
ü Вопросы организации контроллинга решаются индивидуально для каждого предприятия с учетом специфики его деятельности. Однако, говоря о наиболее общих требованиях и подходах, существующих в настоящее время за рубежом, можно выделить основные: создание собственного подразделения контроллинга, аутсорсинг и ко-сорсинг.
ü Несмотря на количество теоретического и практического материала, посвященного концепции контроллинга и вопросам реализации ее на предприятиях, издаваемого в России и за рубежом, общий уровень развития концепции контроллинга на предприятиях нашей страны невысок, но растёт в современных условиях хозяйствования.
ü По немецкой концепции, применяющейся в России, центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета в следующих формах: документальной, плановой и контрольной.
ü К числу проблем, выходящих за рамки отдельных предприятий, решение которых должно способствовать применению контроллинга в практике отечественного бизнеса, можно отнести: недостаточное понимание концепции контроллинга; отсутствие обученных и опытных кадров для контроллинга; недостаточное участие руководства организаций в построении системы контроллинга и ее эксплуатации; системные проблемы в области управления организациями; уклон в сторону оперативного контроллинга, преобладание учетно-аналитического аспекта над активной «обратной связью».
ü Можно выделить ряд актуальных направлений развития контроллинга: в области инновационного менеджмента; в области логистики и материального обеспечения; в организациях некоммерческого сектора и в органах государственного и муниципального управления и других отраслях и видах деятельности.
ü Рост значимости нематериальных активов, ноу-хау, управления знаниями, неформальных отношений во многих отраслях экономики приведут к развитию новой концепции контроллинга - «знаниевой» концепции с преобладанием «мягких», встроенных в бизнес-процессы методов контроллинга.