Этапы развития конфликта, причины его появления и способы разрешения
Противоборство заканчивается быстрее при значительном перевесе сил одной из сторон. Но оно может стать затяжным с чередованием наступления и обороны, перемежаться с переговорами (поэтому перемирие вовсе не означает завершение конфликта).
Таблица 2 - Взаимосвязь фаз и этапов на конфликтной стадии
Наименование фазы конфликта |
Этап конфликта |
Возможности решения конфликта, % |
Начало конфликта |
Этап1.Возникновение и психологическая подготовка к урегулированию конфликта. Этап2.Определение истинной проблемы, вызвавшей конфликт |
90 |
Развитие конфликта |
Этап3.Поиски возможных вариантов решения конфликта |
45 |
Пик конфликта |
Этап4.Разработка и выбор вариантов решения конфликта |
5 |
Затухание конфликта |
Этап 5. Процесс урегулирования конфликта |
20 |
Прекращение конфликта |
Этап 6. Процесс урегулирования конфликта |
50 |
Урегулирование конфликта |
Этап7.Завершение процесса урегулирования конфликта |
100 |
Первой фазой уже послеконфликтной стадии является ослабление противостояния. На этой фазе своего развития конфликт может прекратиться как в итоге изменения объективной ситуации, так и в результате психологической перестройки субъектов. Становится возможным полное или частичное разрешение конфликта. Ситуация становится менее напряженной, причины, вызвавшие конфликт, сглаживаются или вовсе исчезают, устанавливаются новые формы взаимодействия и сотрудничества.
Далее наступает заключительная фаза послеконфликтной стадии - подведение итогов, оценка результатов.
Результатом завершения конфликта могут быть:
1) перестройка организации (изменение целей, структуры, системы управления, способов деятельности и т.п.);
2) распад или обновление коллектива;
3) кадровые перестановки;
4) поиск «козла отпущения» (одного или нескольких человек, на кого можно свалить вину за все проблемы и уволить, успокоив или запугав тем самым остальных).
Доказано, если руководитель «входит и управляет конфликтом» в начальной фазе, он разрешается на 92%; если на фазе подъема - на 46%, а на стадии пик - менее 5%, на стадии спада - около 20%, на стадии вторичный период роста - менее 7%, на стадии вторичный пик - менее 2%.[28 c.448]
Причины конфликта - это проблемы, явления, события, которые предшествуют конфликту и при определенных ситуациях вызывают его. Выявление причин конфликтов раскрывает источники их возникновения и способствует дальнейшему их урегулированию.
Каждый конфликт имеет свой источник возникновения. Источники, порождающие конфликты, можно сгруппировать:
· Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников. Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме. Довольно часты столкновения линейного руководства с функциональными службами, обусловленные плохим товароснабжением, неритмичностью поставок, низкой трудовой дисциплиной, способы предотвращения которых со всей очевидностью вытекают из характера самих недостатков.