Анализ и оценка стратегии поведения персонала в ходе конфликта и его разрешения в ОАО «МЕГАФОН»
Конфликтная ситуация 4. Конфликты у бухгалтера с главным бухгалтером часто складываются на почве невыполнения дополнительной работы, которая к профессиональной деятельности бухгалтера не относится. Когда кассир временно отсутствует (по болезни, административный отпуск), главный бухгалтер перекладывает его обязанности на бухгалтера, а бухгалтер, в свою очередь, без доплаты отказывается выполнять чужую работу. Главный бухгалтер подавляет интересы бухгалтера, да и он уже не отстаивает своё мнение и выполняет эту работу, так как отказ чреват лишением премии. В данном случае, они придерживаются стиля приспособления.
При анализе конфликтных ситуаций выявилось, что на предприятии преобладает два стиля разрешения конфликтных ситуаций, стиль приспособление и компромисс. Проведенный тест К.Томаса показал, что преобладает стиль соперничества и компромисса.
При более детальном рассмотрении конфликтов, стало ясно, что трудности могут быть связаны с тем, что люди не умеют рационально вести себя в конфликтной ситуации. Использованный тест на поведение в конфликте (приложение2) помог выявить, насколько свойственно рациональное и нерациональное поведение работников при конфронтации с другими людьми.
Предлагалось 11 позиций в конфликтах, которые происходили в коллективе, и необходимо было оценить их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает, что такое поведение всегда и бывает, а оценка 5, что такое поведение не характерно. Графические результаты представлены на рисунке 4.
Рис. 4 Результаты тестирования работников ОАО «МЕГАФОН» на рациональность поведения в конфликте
Протестировав работников, получились следующие результаты. Отклонение влево от среднего показателя в 3 балла преобладает, это свидетельствует о том, что работники не обладают достаточными навыками рационального поведения. Это выражается в неумении сдерживать свои эмоции и излишней вспыльчивости.[23 c.285]
Кроме описанных выше исследований, 20 работникам предприятия был предложен тест (приложение 4) на самооценку конфликтности, где предлагалось оценить себя по этому важному показателю.
Результаты представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 - Результаты тестирования работников ОАО «МЕГАФОН» на самооценку конфликтности
Результаты исследования показали, что 2 человека склонны к критике, ищут поводы для споров, излишне принципиальны; 8 человек любят отстаивать свое мнение, очень эмоциональны и обладают большим самомнением; 10 человек не любят конфликтовать, боясь, что ссора скажется на их служебном положении или приятельских отношениях.[33 c.192]
Обобщая исследования в ОАО «МЕГАФОН» можно сказать, что качества, приводящие к конфликтам могут быть следующие:
неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной;
стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
консерватизм мышления, взглядов, убеждений;
излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление, во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.
Конфликт практически всегда виден, так как имеет определенные внешние проявления: высокий уровень напряженности в коллективе, снижение работоспособности, ухудшение производственных и финансовых показателей и т.д.
Для исследования причин конфликтов были рассмотрены конфликты и выявлены причины их возникновения ( См. табл. 5).
Таблица 5
Исследование причин конфликтов в ОАО «МЕГАФОН»
Перечень конфликтных ситуаций |
Тип конфликта |
Модели поведения в конфликтной ситуации |
Причина конфликта |
Конфликтная ситуация 1 |
Межличностный |
Сотрудничество |
Ограниченность ресурсов |
Конфликтная ситуация 2 |
Между личностью и группой |
Компромисс |
Недостаток персонала, недостаточная мотивация. |
Конфликтная ситуация 3 |
Между личностью и группой |
Компромисс |
Ограниченность ресурсов |
Конфликтная ситуация 4 |
Межличностный |
Приспособление |
Недостаточная мотивация |