Качество и конкурентоспособность в сфере сервиса: понятия, социально-экономическая сущность и правовые основы

Согласно исследованиям З.Г. Зайнашевой, важнейшими внутренними факторами конкурентоспособности предприятий сферы услуг являются:

ü рациональная рыночная организационная структура;

ü способность постоянного совершенствования процесса оказания услуг;

ü освоение и внедрение пользующихся спросом новых видов услуг;

ü использование передовых технологий;

ü повышение качества услуг;

ü управление стоимостной цепью;

ü совершенствование и развитие кадрового потенциала;

ü постоянное совершенствование уровня управления бизнесом, активами, знаниями, интеллектуальным потенциалом. [20, C.67]

Исследования как отечественных, так и зарубежных ученых показывают, что во всем кажущемся многообразии и многовариантности конкурентных стратегий в сфере услуг в основе успеха любой компании лежат инновации. Инновации в данном случае рассматриваются в самом широком смысле, начиная от инновационного продукта или услуги и заканчивая инновационными методами работы. Инновации могут проявляться в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу, в новом дизайне продукта, в инновационной форме обслуживания потребителей.

Известно, что в прошлом, на первоначальных этапах индустриализации, сфера услуг не претендовала на лидерскую роль в освоении технических инноваций. Сегодня картина меняется коренным образом. Сервисная деятельность не только адаптирует множество инноваций, которые появляются в первичном и вторичном секторах. Ее субъекты сами выступают инициаторами разработки новшеств, которые подчас революционизируют все другие области экономической и общественной практики

Крупные предприятия часто встречаются в банковском бизнесе, информационно-компьютерном, туристском деле, в бизнесе гостеприимства, общественного питания, в сфере транспортных, образовательных, рекламных, медицинских услуг и т.д. Деятельность крупных предприятий во многих случаях выходит за пределы национальных границ, осваивая международные рынки. Вместе с тем, обладая ресурсно-финансовой и кадровой мощью, эти организации нередко утрачивают темп реагирования на требования времени. К тому же они не в состоянии браться за внедрение небольших и вместе с тем перспективных инноваций. Указанные недостатки крупных предприятий восполняются деятельностью средних и малых субъектов сервисной деятельности.

В конце XX в. в развитых странах мира меняются стратегия и критерии эффективности сервисной деятельности. Необходимость постоянной динамики бизнеса дополняется совершенствованием важнейших направлений предпринимательской активности, среди которых можно указать следующие: [50, C.39]

ü совершенствуются типы управления, умножаются разновидности управления сервисными предприятиями. В современной практике развиваются такие виды управленческой деятельности в сервисе, как менеджмент финансов, персонала, кризисный, инновационный и др.;

ü совершенствуются управленческие операции внутри сервисного предприятия - имеет место прогнозирование конъюнктуры, формулирование целей, оценка собственных возможностей, выбор партнеров и поставщиков, развивается сбытовая деятельность, повышается культура проведения переговоров и т.п.;

ü имеет место обращение к широкому набору финансовых инструментов: управление инвестициями, привлечение заемных средств (кредитов), лизинг, траст, факторинг, страхование и др.;

ü совершенствуются разного рода технологии: управленческие, организационные, технологии обслуживания потребителей и др.;

ü углубляется вся философия сервиса, которая приобретает ярко выраженную ориентированность на потребителя (клиенто-ориентированная философия);

ü наряду с жестким сервисом (выполнение нормативов, нацеленных на выполнение услуги) начинает действовать мягкий сервис (выполнение дополнительных операций в услуге, которые отвечают индивидуальным запросам потребителя);

ü прямой сервис дополняется косвенным сервисом (не связан с проданным товаром, оказанной услугой, а нацелен на поддержание хороших отношений с потребителем).

Одним из основных направлений стратегического развития сервиса выступает ориентир на потребителя, изучение его потребностей и вкусов. Производители услуг и продажи товаров повседневного спроса развивают целостную философию обслуживания потребителей, особое внимание уделяют культуре сервиса и культуре своей организации. [34, C. 92]

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com