Внутриорганизационные и внешние конфликты в СОПП
ü Морально-психологический климат в компании можно оценить как благоприятный, устойчивый, способствующий ускорению развития ключевых качеств работника.
ü Служба по работе с персоналом работает над целым рядом вопросов, связанных с решением проблем конфликтов: разрабатывает программы тренингов и семинаров, составляет планы обучения персонала, разрабатывает системы моральной и материальной мотивации сотрудников, системы дисциплинарных взысканий.
ü С учетом роста конкуренции, морально-психологический климат и уровень качества предоставляемых услуг будут играть решающую роль сохранении конкурентных преимуществ компании. Улучшение морально-психологического климата и повышение качества предоставляемых услуг могут стать приоритетными в политике руководства предприятия на длительную перспективу.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что руководство компании осознает всю важность проблемы внутренних и внешних конфликтов на предприятии и в будущем готово предпринимать активные меры по решению этой проблемы.
В то же время, следует отметить, что в ответах, полученных в ходе экспертного интервью, ничего не говорится о тестировании сотрудников на уровень конфликтности и разработке программ обучения в соответствии с результатами тестирования. Так же отсутствует информация о систематическом анализе конфликтов с клиентами, мерах по их урегулированию, мерах по повышению качества предоставляемых услуг на основании полученных жалоб от пассажиров.
Для получения информации о проблеме конфликтов непосредственно от сотрудников СОПП была разработана специальная анкета. (Приложение 4) В опросе приняли участие 82 сотрудника СОПП, опрос проводился в период 01.02.2009-10.02.2009 гг.
1. При проведении анкетирования учитывались следующие организационные требования:
2. Анкета должна содержать не более десяти вопросов, чтобы люди надолго не отвлекались от работы.
. В подразделении, после объяснения цели анкетирования, анкеты раздавались и через 15 собирались обратно. (Если сотрудники берут анкеты домой для заполнения, то обычно на вопросы отвечает вся семья, а не только непосредственно работник компании. Кроме того, примерно 20% забывают анкету дома). [37, C.175]
. После анализа ответов на стенд в подразделении СОПП был представлен аналитический отчет по результатам анкетирования.
. После обсуждения результатов анкетирования руководство имеет обоснование принимать решение по организации разгрузочных мероприятий или тренингов, если в этом есть необходимость (или не принимать, если обстановка в компании или подразделении остается спокойной).
Структурно можно разделить вопросы анкеты на три блока: 1-4 вопросы - внутрифирменные конфликты, 5-7 вопросы - конфликты с клиентами, морально-психологический климат и пути его улучшения.
Обработка анкет, с вопросами для сотрудников СОПП, позволяет сделать некоторые количественные выводы о проблеме конфликтов. В табл. 1 обработаны и сгруппированы данные, полученные из ответов на вопросы анкет, в количественном и процентном выражении.
Таблица 1. Результаты опроса сотрудников СОПП
№ |
Вопрос |
Балл / критерий |
Кол-во (чел.) |
% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Часто ли возникают в Вашем коллективе конфликты? |
очень часто |
- |
- |
часто |
4 |
4,9 | ||
не часто |
61 |
74,4 | ||
редко |
17 |
20,7 | ||
не возникают |
- |
- | ||
2 |
Каковы, по Вашему мнению, причины конфликтных ситуаций? |
конфликтные личности |
22 |
26,8 |
распределение функциональных обязанностей |
19 |
23,2 | ||
распределение и размер заработной платы |
13 |
15,8 | ||
условия работы |
10 |
12,2 | ||
нечеткие инструкции и правила |
18 |
22,0 | ||
3 |
Были ли Вы лично вовлечены в конфликты в коллективе? |
очень часто |
7 |
8,5 |
часто |
12 |
14,6 | ||
не часто |
36 |
43,9 | ||
редко |
24 |
29,3 | ||
нет |
3 |
3,7 |