Критерии и методы деловой оценки персонала
Данные качества оцениваются по шкале:
ü очень высокие
ü хорошие
ü удовлетворительные
ü соответствуют минимальным требованиям
Методы деловой оценки персонала
Кадровый менеджмент не мыслим без технологий, с помощью которых осуществляются процедуры отбора, конкурсов, управление профессиональной и должностной карьерой государственных и муниципальных служащих. Методы их оценки разделяются по субъектам оценки (кто проводит оценку): индивидуальные, групповые, экспертные; по предмету оценки (что подлежит оценке): личностные характеристики, результаты труда и др.; по средствам представления информации: вербальные (словесные), формализованные (знаковые, графические), комбинированные.
В настоящее время разработано значительное количество методов оценки деятельности, в числе которых - методы экспертного анализа, составления нормативных карт и др.
Смысл методов оценки персонала состоит в том, чтобы на основе информации о предмете оценки служащего, полученной от различных субъектов оценки, выявить ее обобщенный показатель. Все методы оценки можно разделить на две большие группы: в основе первых лежат формализованные подходы (анкетирование, тестирование), в основе вторых - неформализуемые (беседа, наблюдение). В обеих группах используются либо формализованные (цифровые, графические), либо вербальные средства представления результатов оценки.
Как правило, в качестве основного метода оценки служебной деятельности рекомендуется описательный подход, опирающийся в большинстве своем на формальные показатели (уровень образования, стаж работы, сведения о повышении квалификации). Что же касается оценки результатов труда, процесса труда, его личностных и профессиональных качеств, даваемой в письменных характеристиках, то здесь преобладает субъективизм оценивающих. Кроме отсутствия механизма защиты от него на уровне технологии оценки, затруднена также сравнимость результатов оценки, невозможно проследить динамику изменения показателей оцениваемого, представить результаты оценки. Данный метод полезен лишь в сочетании с другими методами оценки и формализованными средствами представления ее результатов.
Степень субъективизма оценивающих существенно снижает метод экспертных оценок, при котором субъектами оценки выступают несколько человек (руководители разных уровней, эксперты). Большими возможностями для сравнения результатов оценки обладают методы, основанные на использовании заранее определенных, фиксированных сторон объекта оценки (установленный перечень личностных и профессиональных качеств человека, результатов труда и др.). В таких методах используются соответствующие бланки (оценочные и аттестационные листы) для накопления информации о человеке, цифровые и графические средства представления результатов оценки - баллы, шкалы оценок. Они позволяют упростить представление результатов оценки, сделать их приемлемыми для обработки с помощью компьютерных средств.
К числу формализованных относится метод балльной оценки. В этих целях можно использовать “Лист оценок качеств муниципального служащего”. Он включает в себя наименования качеств, раскрывающих профессионализм, деловые навыки, личностные способности и интегральные характеристики. Оценка указанных качеств осуществляется в результате шкалирования уровней их выражения. Например, профессионализм может характеризоваться следующими уровнями проявления по показателю - знание нормативно-правовой базы действующего законодательства в сфере профессиональной деятельности:
. Положений нормативно-правовых актов не знает и не выполняет.
. Положения нормативно-правовых актов знает слабо, руководствуется ими от случая к случаю.
. Положения нормативно-правовых актов знает удовлетворительно и использует их в практической деятельности.
. Положения нормативно-правовых актов знает в полном объеме и постоянно руководствуется ими.
Сопоставление самооценки (по четырехбалльной системе) должностного лица, оценки его непосредственного руководителя, подчиненных и коллег дает возможность сложить мнение о качествах служащего, выявить потенциальные возможности и резервы совершенствования. Таким образом, суть данного метода заключается в регламентированном выборе вербальных оценок проявления качеств работника по заранее установленной системе критериев.