Феноменологические концепции корпоративной культуры

Порядок в организации появляется, преломляясь через представления и действия основателей организации, и содержится в значениях, символах, идеологии, языке, ритуалах, мифах, которые можно объединить понятием «организованная культура» (ключевым является понятие «символ»). Эти понятия похожи по способу влияния на действия индивидов, интеграцию, контроль, систему лидерства, создание общности. Они способны мобилизовать сознание и деятельность индивида на достижение определенных организационных целей, создавая систему нормативных образцов, которой руководствуются члены в системе своей организационной деятельности, и приписывая кодифицированное (понятное всем) значение происходящим в организации событиям. [24,215]

Символ трактуется как объект, действие, отношение или лингвистическая форма, имеющая разное значение в разных ситуациях, пробуждающая определенные эмоции или побуждающая к действию. Существование в организации символов задает характер интерпретации ситуации: акцентирует или, наоборот, оставляет в тени те или иные стороны окружающего мира. Таким образом, символы выполняют функцию придания смыслов элементам организационной структуры, деятельности, организационным целям и организационной среде. Язык в силу своей вариативности и сложности способен упорядочивать и стабилизировать жизненный опыт индивида и интегрировать его в некую значимую целостность, создавать определенное единство с общностью. Этот процесс «упорядочения и стабилизации» составляет сущность процесса формирования новой организационной культуры. Язык не только является носителем определенных элементов культуры, являясь продуктом более общей культурной оболочки организации, но и способен трансформироваться внутри Организации под воздействием ее внутренней культуры. Идеология - набор представлений о социальном мире и о том, что в нем происходит. Идеология включает в себя проект правильного социального порядка; играет важную роль в развитии организации, так как способна в значительной мере определять действия индивидов согласно этическим установкам, содержащимся в ее рамках. Функцией мифов и ритуалов в организации является поддержание идеологических представлений. В мифах идеология получает, так сказать, наглядную форму и становится доступной для восприятия всеми членами организации. Петтигрю определяет миф как «ложное упрощенное представление, отвергающее и игнорирующее какие бы то ни было доказательства». Ритуал, так же, как и миф, конкретизирует идеологические представления, превращая существующие социальные отношения в «конвенциальные, стилизованные и предписанные нормы» благодаря содержащемуся в ритуале закодированному смыслу. [24,215]

Идеи феноменологической социологии для описания корпоративной культуры применяли также М. Луи и С. Роббинс. В то время как традиционные подходы к рассмотрению организации были построены на парадигме «социального факта», то есть базировались на рассмотрении социальных явлений как некоей «данности», «культурный подход» должен соответствовать парадигме «социальной определенности», согласно которой индивиды выступают в роли творцов социальной реальности, определенным образом интерпретируя ее. Смыслы не даны индивидам a priori, но присваиваются реальности в процессе ее осмысления. Очевидно, что эти «смыслы» не существуют «на самом деле» - объективно и универсально - а лишь в интерсубъективном контексте. [24,220]

Процесс интерпретации ситуации происходит на трех уровнях:

I универсальный представляет собой некий базовый, принимаемый всеми членами группы набор смыслов, к которому постоянно происходит апелляция;

II. культурный - уникальный набор потенциально возможных смыслов, характерных для данной группы, другими словами - репертуар данной группы. Этот уровень является опредмечиванием первого в рамках организации;

III. индивидуальный - создание членом организации собственного «культурного кода», используя смыслы, заложенные на универсальном и культурном уровне. Индивид адаптирует их, соотносясь со своим повседневным опытом. [24,221]

Исходя из этих посылок, Луи дает следующее описание «культурного» подхода к описанию организации, который должен объяснить механизм ее функционирования.

Перейти на страницу: 1 2 3

Кризисы в развитии предприятия

В отличие от антикризисных управляющих, которые назначаются судом для руководства экономически несостоятельным предприятием, специалист по антикризисному управлению может быть штатным сотрудником или руководителем предприятия. Читать дальше...

Контакты

Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств.

Тел.: +40577478073
E-mail: managemasters@gmail.com