Нормативная, дескриптивная, предикативная модель
Таблица 1.1. Классификация групп моделей
Классификационный признак |
Вид модели |
По глубине охвата структурной организации и функций объекта исследования |
Модель производственно - технологической структуры хозяйства Модель институциональной структуры экономики |
По полноте формализации |
Модели общие Модели частные, нуждающиеся в большем или меньшем внешнем дополнении и локализуемые по функциональному признаку |
По структурному признаку |
Модели отдельных ярусов и ячеек и социально - экономической иерархии |
По временному признаку |
Модели динамические Модели квазистатистические |
По степени огрубления свойств элементов и структурных отношений объекта формализации |
Модели детерминистские Модели вероятностные |
По степени огрубления структуры объекта формализации в целом |
Модели агрегированные Модели детализированные |
Уровень 2 | |
По концепции формализации |
Модели конструируемые на основе финалистского принципа |
По средствам описания |
Модели дескриптивные |
Модели нормативные | |
Модели смешанного типа |
Приведенная выше классификация видов моделей не охватывает всего многообразия моделей. Ее можно проводить по различным основаниям, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования и его уровням.
Модели используются для более четкого понимания того или иного аспекта функционирования объекта путем отбора тех наблюдений, опыта, ощущений и т. д., которые имеют отношение к анализируемой проблеме.
Модель менее сложна, чем моделируемый объект, и позволяет руководителю лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение.
Анализ моделей и особенностей организаций как искусственного, так и естественного типа показал, что любая организация, функционирующая в реальном, быстро меняющемся мире, должна обладать эффективно работающим механизмом управления решением возникающих перед ней проблем.[4,c.31]
Не менее важен для организации и исполнительный механизм, обеспечивающий реализацию принятого решения. Механизм управления проблемами организации должен обеспечивать:
ü выявление и диагностику проблем, возникающих в организации при изменении внешних и внутренних условий;
ü соотнесение их со стратегическими и тактическими целями;
ü анализ проблем и подготовку управленческих решений;
ü определение механизма реализации решений;
ü определение конкретных исполнителей среди существующих структурных подразделений.
Если же среди существующих структурных подразделений организации отсутствуют подразделения, способные эффективно реализовывать принятые решения, а решения являются жизненно важными для выживаемости организации или для достижения стратегических или важных тактических целей, то необходимо создание новых подразделений, способных обеспечить их реализацию.[2,c.85]
Примером массового создания новых структурных подразделений на российских предприятиях в период перехода к рынку было создание маркетинговых подразделений, поскольку без обеспечения сбыта производимой предприятием продукции не могло быть и речи о ведении эффективной экономической деятельности. [4,c.35]